Перейти к основному содержанию

Творец украинского авангарда

Каким вошел в художественную историю бойчукист Евгений Сагайдачный
25 сентября, 14:44
«БАНДУРИСТ»

Уроженец Херсона (а произошло это 22 июня 1886 года), города, который дал украинскому искусству авангарда целое созвездие  имен — Д. и В. Бурлюки, А.Крученых, М.Ларионов, В.Мейерхольд, — Евгений Сагайдачный еще в детском возрасте переехал в Петербург. Закончив  Первую гимназию, юноша поступает на юридический факультет университета, но скоро оставляет учебу. Устроившись юнгой на торговом корабле, посещает Каир, Константинополь, Неаполь. Там он имел возможность ознакомиться с египетским, византийским и ренессансным искусством, а также с современными  европейскими течениями кубизма и футуризма.  Его призванием становится живопись и скульптура. Однако Петербуржская академия искусств с ее «засушенным академизмом» не привлекала Сагайдачного.  Он учится в частных студиях-мастерских профессоров-художников Д.Кардовского и Я.Ционглинского, популярных в молодой художественной среде столицы. Некоторое время художник посещает занятия в училище барона Штиглица, где активно пропагандировались поиски в области народного искусства.

Увлечение авангардом приводит молодого Сагайдачного в художественные группировки «Венец» Д.Бурлюка и «Треугольник» Н.Кульбина, там он выставлял свои картины в 1909-1910 гг. В ноябре 1909 года молодые художественные силы Петербурга создали художественное объединение «Союз молодежи», в котором Евгений Сагайдачный играл значительную роль. Первая выставка новообразованной группы состоялась в марте 1910 года в Петербурге и Риге. Сагайдачный экспонировал свои авангардные композиции «Медальон» и «На рассвете». В том же году художник выставил свои произведения  в Москве, на выставке самой радикальной авангардной группы России — «Бубновый валет».

Испытав себя в разных направлениях авангардной живописи, художник, вместе с С.Бодуэн де Куртене, ученицей школы Михаила Бойчука парижского периода, и М.Ле-Дантю, которому принадлежит честь открытия творчества грузинского примитивизма Нико Пиросманишвили, на выставках «Союза» пропагандирует «идею первичности в искусстве примитива и народного творчества».


«УЛИЦА»

По совету С.Бодуэн де Куртене, в 1911 году Е.Сагайдачный едет во Львов, где группа «неовизантистов» М.Бойчука готовится к фресковым росписям молельни Дьяковской бурсы. Под руководством Бойчука Евгений изучает технику и познает секреты темперной яичной росписи, знакомится с основными принципами бойчуковского «неовизантизма». Ныне трудно установить, какие росписи молельни были выполнены художником, но приняв в них участие, Евгений Сагайдачный объединил в единую целостную систему искусство украинского авангарда, который развивался по обе стороны границы.

Вернувшись в Россию, художник, вместе с украинскими художниками М.Ларионовым и Г.Гончаровой, сторонниками искусства примитива, в 1912—1913 гг. выставляется в левом объединении «Ослиный хвост». Произведения этого периода — «Турки в лодках», «Улица в Турции», «Носильщики», «Мул», «Кони» — по стилистическим признакам можно определить как «неоимпрессионистический примитив».  В последующие годы Е.Сагайдачный теряется среди пестрой неопределенной атмосферы художественной жизни Москвы и Петербурга.


«АВТОПОРТРЕТ»

Осенью  1917 года  Е.Сагайдачный переезжает в Киев, работает художником в театрах города. В 1919 г. Украинская академия искусства отправляет его в Нежин — повысить подготовку художественных кадров в художественных мастерских. А дальше  — в Миргородский керамический техникум, где он преподавал рисунок, живопись и скульптуру.

Осенью 1925 года была организована АРИУ. В состав ее инициативной группы, наряду с Д.Бурлюком, А.Петрицким, М.Бойчуком, В.Седляром, И.Вроной, входил и Е.Сагайдачный.

Кроме живописи, творчески-стилистические поиски Е.Сагайдачного проявились в скульптуре, которую можно условно охарактеризовать как «кубофутуристический бойчукизм». Однако пластичные композиции —  «Рабочий с молотком», «Женщина на коленях», «Женщина в плахте», «Молящаяся женщина», — известны только из литературных источников: их уничтожили в период борьбы с «антинародным формализмом». В связи с началом  массовых репрессий против деятелей украинской культуры в 1932 году Сагайдачный вынужден был перевестись в пролетарский Луганск — для преподавания художественных дисциплин на рабфаке по подготовке поступающих в реорганизованный Киевский институт пролетарской художественной культуры. Он учил будущих студентов рисовать фрески и самим изготовлять темперные краски, растирая природные пигменты с яичным желтком. По совместительству преподавал  рисунок и живопись в художественном техникуме Луганска (1932—1936) и Днепропетровска (1936—1937). После участия в официальных выставках  в Луганске (1934) и  Сталино (1935),  произведения художника  попали под графу «формализма». Однако обвинить одного из основателей русского авангарда в «украинском буржуазном национализме» не удалось, что и сохранило Е.Сагайдачному жизнь в трагический 1937 год.

...В середине 1950-х гг.,  вместе с художниками-бойчукистами — киевлянином Сергеем Колосом и львовянином Охримом Кравченко — Сагайдачный положил начало выездам на плэнеры живописных пейзажей Яворова, Ясенова, Речки, Брусного и Пистыня. Львовские художники круга Р.Сельского и Г.Смольского больше любили «карпатские сезоны» в Дземброне и Космаче, введенные еще К.Сихульским. К этому периоду относятся произведения — «Вербовец» (1956), «Дорога на Пистынь» (1957), «Дорога на Яворив» (1958), «Смодне» (1959), «Околица Косова» (1960).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать