Перейти к основному содержанию

Украинский мотив «Варшавской осени»

Эксперт: Образы трагических событий последнего времени, невольно актуализированы композиторами в музыке
01 октября, 17:04
АНСАМБЛЬ NOSTRI TEMPORIS — УЧАСТНИКИ ФОРУМА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Почти за 60 лет существования «Варшавской осени», одного из почтеннейших форумов современной академической музыки в мире, украинскую композиторскую школу здесь представляли шесть имен: Валентин Сильвестров, Мирослав Скорик, Евгений Станкович, Александр Щетинский, Богдан Сегин и Любава Сидоренко. Это — факт фестивальной статистики, и отвечать на вопрос, почему именно эти мастера или почему только эти имена, было бы и просто, и сложно одновременно. Показательно, однако, что по количеству исполнений на первом месте — Сильвестров. Начиная с 1983-го, прозвучали всего семь его произведений (то есть пьес его коллег — еще меньше), в частности, в 1992 году — Пятая симфония (играл симфонический оркестр Киевского оперного театра, дирижировал Вирко Балей). Тогда этот опус, по отзывам польских критиков, восприняли прохладно. Эта музыка слишком лирично-романтичная в контексте такого фестиваля, как этот, где основной контент программы составляют композиции радикального авангардного направления; к тому же, здесь знали «другого» Сильвестрова (по его ранним додекафоническим произведениям), и изменение музыкального языка, очевидно, трактовали как отступление, предательство.

В целом же, если за всю историю фестиваля прозвучало более 1200 произведений композиторов мира, то процент представленной украинской музыки весьма незначителен.

Проект «Украина-Польша», о котором идет речь, проводился не в рамках, а в связи с «Варшавской осенью», подпадая под категорию так называемых сопровождающих концертов. Это значит, что их программа является некоторым частным предложением, а не результатом работы специальной фестивальной комиссии. Поэтому по содержанию такие концерты порой отходят от центральной линии фестиваля, интеллектуальной музыки (звучали и весьма традиционные тексты романтичной эстетики), что словно давало возможность публике перевести дух. Однако упомянутый украинско-польский концерт был, можно сказать, в формате фестиваля. Между прочим, место проведения — Королевский дворец — символично: с какого-то времени здесь периодически проводятся акции, посвященные украинской культуре.

Вступительное слово имели Роман Ревакович, польский дирижер, главный промоутер украинской музыки в Польше, и Богдан Сегин, инициатор проекта, директор ансамбля Nostri Temporis. Говорилось в частности и о национальном в современной украинской музыке. Хоть сегодня этот вопрос, скорее, риторический, потому что музыка настолько «космополитизировалась», что национальное проявление стерлось, по крайней мере, перестало быть актуальным. Да и что это значит? Как передать свою национальную принадлежность через музыку — цитатой народной песни, ритмом коломыйки? Банально... Но сошлись на том, что национальное украинское таки проявляется в музыке — не буквально на уровне мелоса, а на уровне специфической сентиментальной интонации.

Именно такой в интонационном плане была первая представленная композиция «I have lost my Euridice» Алексея Шмурака. Произведение из четырех частей насквозь пронизывает определенная графическая, впрочем, специально невыразительная вальсовость: то болезненно-миражная, фантомная, как у Чайковского, то с «хромающим» ритмом, а далее словно трансформированная в марш, что благодаря тембру духовых напоминает похоронную поступь. Да, это определенная сентиментальность, но не веберновского типа, который отбирает у слушателя все, ничего не предлагая взамен, а именно концептуальная сентиментальность, игра, провоцирующая диалог. Шмурак хорошо работает с деталями, поэтому слушателю интересен каждый сегмент музыкальной ткани.

Иного типа «Talos» Богдана Сегина. Динамичная, яркая, очень целостная, сказать бы, «монолитная» по форме, эта музыка по-своему жестка и бескомпромиссна (такой эффект создают резкие, обрывчатые, методично повторяемые интонации в струнных). Короче говоря, слушатель чувствует себя застуканным.

Что касается опусов польских авторов, Кароля Непельски и Славомира Купчака, то из двух более интересным показалось произведение последнего, хоть это и непроизвольное субъективное впечатление. Эта пьеса для камерного ансамбля имела «симфонический» эффект звучания, кроме того, автор представил оригинальную работу с ритмом: на первый план вышел образ времени, характерный ритм, который не синхронно вроде бы отбивают стрелки сразу нескольких часов.

Респект исполнителям, ансамблю Nostri Temporis и польскому ансамблю Neoquartet, а также дирижеру Гжегожу Верусу, представившим достаточно высокий профессиональный уровень исполнения современной музыки.

Как отметила ведущая концерта, музыкальный критик Моника Пасечник, этот проект не является политическим. А впрочем, образы то ли мотивы трагических событий последнего времени, поневоле актуализированные композиторами в музыке (кстати, все четыре пьесы написаны в этом году и были премьерами), витали в зале.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать