Офисные «игры»
Психологический детектив, или Кто лишний?Недавно в Днепродзержинском академическом музыкально-драматическом театре им. Леси Украинки состоялась премьера спектакля «Метод Гренхольма» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана. Ныне эта постановка уже получила и признание зрителей многих городов Украины, и награды профессионального жюри. Так, на фестивале-смотре театров Приднепровья — «Сичеславна-2014» — сразу две победы. Сильнейшей в номинации «Лучшая режиссерская работа — Надежда Сичеславны» признана режисср-постановщик спектакля Влада Белозоренко. Вторая победа — в номинации «Лучший актерский ансамбль». Игра актеров Анны Бахмут (Мерседес), Олега Волощенко (Фернандо), Александра Тарханова (Энрике) и Геннадия Василенко (Карлос) убедительная и слаженная — то забавляет, то будоражит, а в наивысшей точке кипения интриги спектакля пронизывает до глубины души публику.
Трактовка пьесы, предложенная молодым режиссером Владой Белозоренко, полна свежих решений. В оформлении постановки — строгость и простота форм, цвет меняется неожиданно (фиолетовый, зеленый, красный...), словно разбивает жизнь героев на этапы, интригует и завораживает зрителей.
Собеседование — досадная необходимость, пережив которую, можно получить желанное место с достойным окладом. Такова завязка спектакля. На должность коммерческого директора транснациональной компании метят четыре кандидата. Но те ли это люди, за кого себя выдают? Голос, мерзкий как скрежет железа по стеклу, объявляет задание — определить, кто же из соискателей таковым не является. Цель хитросплетений, названных «методом Гренхольма», — вынудить кандидата раскрыться, обнажить свою истинную сущность. Соискатели рвутся в бой, без устали ищут выход из психологического лабиринта, выстроенного специалистами по найму. И... выдают себя с головой. Банальное, на первый взгляд, собеседование превращается в запутанную головоломку со многими неизвестными. Сюжет развивается в традициях классического детектива — истинное число соискателей и разоблачителей становится известным только в конце спектакля.
За героями неотрывно наблюдает всевидящее око транснациональной компании. Масштабами бездушия она напоминает замок из одноименного романа Кафки. Там тоже теряется вера и в справедливость, и в разум. Человек добровольно замыкает себя в среде кем-то придуманных условностей, соглашается с уничижительным к себе отношением. Добровольность рабства. Борьба за разрешение закабалиться. Ради доходного места человек забывает о достоинстве. Человек готов на эксперименты, ломающие его сущность. Человек предает себя...
Вновь и вновь инфернальный голос предлагает соискателям перейти на новый уровень, и значит, втянуть себя еще глубже в пучины самопредательства. Еще в начале спектакля внимание героев привлекает картина. Зрители ее не видят и узнают о полотне только из реплик. Но все тайное становится явным. Выясняется, что картина принадлежит кисти выдающегося мастера Северного Возрождения Иеронима Босха. В центре полотна — божественное око. Оно непрерывно и бесстрастно наблюдает за тем, как люди сходят с ума, утрачивая последние проблески света в своей душе. Жалости нет, да и не может быть «ибо они — народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла». Увековеченные на полотне строки в финале спектакля звучат как приговор.
Герой смотрит на картину, не отрывая глаз, как на единственный лучик истины во всем этом хаосе лжи и абсурда...
Выпуск газеты №:
№186, (2014)Section
Культура