Перейти к основному содержанию

44-я «Молодость» – уже в субботу

Андрей ХАЛПАХЧИ: «Культура может выиграть информационную войну»
23 октября, 12:12
АНДРЕЙ ХАЛПАХЧИ

Международный кинофестиваль «Молодость» открывается в Киеве 25 октября уже в 44-й раз. Сколько призов за эти годы разлетелось по всему миру! Сколько дебютантов получили путевку на киноолимп! Участников и зрителей ждет обширная программа международных и национальных фильмов, ретроспектив и специальных показов.

О том, как шла подготовка к фестивалю, мы говорим с его неизменным уже более 20 лет генеральным директором Андреем ХАЛПАХЧИ.

— Андрей, в очень непростое время вы будете проводить фестиваль. Отношение к фестивалям различное, часто вопрос ставят ребром: надо ли? время ли? Отвечая на эти вопросы, прошу дополнить — какова была специфика подготовки именно этой «Молодости»?

— К сожалению, такой подход относится, в общем, к культуре. Нет денег — нужна ли культура? Хотя, существует формула, что, может, от того и нет денег, что нет культуры. Захват Крыма, который произошел, во многом характерен тем, что информационное пространство полуострова давно отдали на откуп Москве. Войска — это уже вторично. Если говорить о фестивалях, то в Артеке уже много лет Москвой проводился международный детский кинофестиваль, в Ялте — Москвой проводился продюсерский международный кинофестиваль, и в Севастополе — проводился и проводится международный кинофестиваль — той же Москвой. И ты об этом неоднократно писала в свое время. Не услышали! Мы достаточно много проиграли России и в создании культурного имиджа страны за рубежом. Вот только прочитал об открытии новой недели российского кино в Финляндии, еще где-то. В Швейцарии, в дополнение к кино, бочки икры! Это лишнее — икра, пыль в глаза, но культурные акции проводить, особенно в такое сложное время, необходимо. Пример, наши друзья — организаторы международного кинофестиваля в Сараево, которые в самые тяжелые годы войны проводили его, привлекая тем самым внимание к ситуации в стране. Безусловно, при проведении фестиваля в этого года, смещаются какие-то акценты. Некоторые программы, документальные фильмы о Майдане, об АТО мы бы не показывали в обычное время. Может быть, они несовершенны в художественном плане, но актуальны, их надо видеть, о них надо говорить. Позитивно, что и в городской администрации, и в Администрации Президента, слышу, — фестиваль проводить надо. Но вторая фраза: «Денег нет». Наверное, этот фестиваль войдет в Книгу рекордов Гиннесcа, как большой международный фестиваль, проведенный без денег. Сложности, конечно, есть. Приходится в переписке с нашими коллегами из-за рубежа объяснять, что в Киеве все спокойно и благополучно, что можно ехать, потому что российская пропаганда, опять-таки, пугает тем, что здесь режут и убивают.

— Российская программа заявлена. Что в нее войдет?

— Программа называется — «Кино морального беспокойства», в нее войдут фильмы, которые уже были показаны на ряде фестивалей, фильмы, утверждающие существование новой России. Среди них, «Дурак» Юрия Быкова, «Кино про Алексеева» Михаила Сегала и др.

— В этом году очень серьезный сегмент фестиваля составляет украинская национальная программа.

— Международный фестиваль, который проводится в своей стране так или иначе является зеркалом происходящего в отечественной киноиндустрии. Не секрет, что были очень тяжелые годы, когда нечего было отобрать просто по количеству (фильмов было очень мало), а о качестве нечего даже и говорить. Часто высказывались претензии, обиды ко мне и к фестивалю, что мы не поддерживаем украинское кино, не включая какой-то фильм в международную программу. Но слабая украинская картина на фоне сильной международной продукции вдвойне проигрывает. К счастью, ситуация где-то с позапрошлого года стала меняться к лучшему не только в количественном плане, но и в качественном. Уже в прошлом году наши зарубежные коллеги, в частности Сильвия Д’Амико, итальянский продюсер, которая ездит на фестиваль в течение последних 15—20 лет и имеет возможность следить за тем, как развивается украинское кино, сказала мне, что поражена тем, насколько изменился уровень украинского кино — и в коротком метре, и в полном. Она посмотрела все, что очень характерно для иностранных гостей, которые в первую очередь интересуются украинскими фильмами. В этом году получился полноценный национальный конкурс и довольно большое количество украинских фильмов в международном конкурсе — три студенческие картины попадают в международный конкурс и пять короткометражных, в том числе, в полнометражном конкурсе фильм «Браты» молодого режиссера Виктории Трофименко, который уже имеет определенный шлейф участия в международных фестивалях, и наград (этим фильмом, кстати, мы решили, как дистрибуторы, заняться прокатом в Украине и продвижением его за рубежом). И очень сильная национальная программа.

Международный фестиваль, который проводится в своей стране так или иначе является зеркалом происходящего в отечественной киноиндустрии. Не секрет, что были очень тяжелые годы, когда нечего было отобрать просто по количеству (фильмов было очень мало), а о качестве нечего даже и говорить. Часто высказывались претензии, обиды ко мне и к фестивалю, что мы не поддерживаем украинское кино, не включая какой-то фильм в международную программу. В этом году получился полноценный национальный конкурс и довольно большое количество украинских фильмов в международном конкурсе.

Хочу сказать, что благодаря «Благодійному фонду Ігора Янковського» с этой программой в финансовом плане мы не имеем проблем. Вначале даже была мысль в этом году делать только национальный конкурс. Благодаря активному участию этого фонда, появилась возможность повезти молодых кинематографистов в Берлин и в Канны — это большая работа, которой мы вместе занимаемся. Кроме того, у нас достаточно много национальных премьер. И, конечно, национальная тема, мы готовим серьезный разговор-дискуссию — «Украина — новые реалии». Разговор о том, как продвигать наши фильмы за рубежом. К сожалению, в такой работе очень малоактивны наши посольства. Когда приезжаешь, то атташе по культуре знает, где блошиный рынок и не знает где какой музей и кинотеатр. Но я был приятно поражен в прошлом году, когда перед Берлинским кинофестивалем позвонил новоназначенный посол с предложением о помощи. Тогда мы смогли в рамках Берлинале показать отдельно «Землю» с «ДахаБрахой» и это имело колоссальный успех несмотря на то, что в сотне залов шло 500 фильмов одновременно. Этот посол теперь — министр иностранных дел, господин Климкин. Он очень серьезно при всех проблемах, которые есть в стране, осознает необходимость создания новых украинских культурных институций. У нас есть планы в ближайшее время провести дни украинского кино в Мюнхене, где очень большая не просто украинская диаспора, — интеллигентная сфера Украины. Надеюсь, это вызовет большой интерес.

— Какое место в подготовке фестиваля занимает сегодня Агентство по делам кинематографии?

— Как мы знаем, в связи со сменой руководства и общей ситуацией в стране там были долгие проблемы. Очень рад, что достаточно быстро нашли понимание важности фестиваля со стороны Филиппа Ильенко. Изначально было запланировано всего 500 тысяч гривен на этот год по сравнению с миллионом в прошлом и полутора миллионами в позапрошлом. Агентству удалось «наскрести по сусекам» 950 тысяч гривен. Но хочу отдать должное и бывшему руководителю Госкино госпоже Копыловой. Агентство стало не просто нашим финансовым донатором, а реальным соорганизатором фестиваля. И в этом плане работа активно продолжается.

— В течение многих лет город по-разному относился к фестивалю. От полного равнодушия, до каких-то именных премий. Как новая администрация относится к фестивалю? Видит ли она его в рамках своей будущей работы?

— Опять-таки, меньше месяца назад назначен заместитель мэра по гуманитарным вопросам — Анна Старостенко, опытный менеджер, прекрасно разбирающийся в культуре. Сегодня не модно выражать благодарность прошлому руководителю, но с Поповым мы нашли общий язык. При нем, практически впервые, городское руководство по-настоящему присоединилось к фестивалю. Сегодня тоже почти ежедневно происходят встречи с новой городской властью. Мы коротко беседовали и с господином Кличко, и, во всяком случае, желание и полная моральная поддержка высказаны. Предыдущая власть задолжала нам еще за прошлый год, трудно начать фестиваль, не рассчитавшись со старыми долгами. По крайней мере, этот вопрос сдвинут с места. Получено, как было сказано, 99% согласия и желания принять участие в открытии фестиваля мэра Кличко, что является международной традицией, обычно Берлинале и другие фестивали открывают мэры. Во всяком случае, новые городские власти осознают, насколько важно, чтобы фестиваль расширялся не только в культурном, но и в экономическом плане. Чтобы приезжало больше гостей, были задействованы гостиницы, рестораны. Даже Бессарабский рынок обычно выигрывает от гостей фестиваля, которые в последний день идут покупать сало.

— Кто будет из приглашенных гостей?

— Ситуация диктует — не до звезд, не до праздников. Хотя, все-таки открытие фестиваля состоится 25 октября, в 17 часов, во «Дворце Украина». На открытии будет показан последний фильм известнейшего французского режиссера Бенуа Жако «Три сердца», с участием Катрин Денёв, Шарлотты Генсбур и Кьяры Мастроянни. Бенуа Жако приедет на фестиваль, но, к сожалению, к концу. Во всяком случае, пресса и зрители смогут с ним пообщаться. По поводу других участниц картины, все еще ведем переговоры. На открытии по традиции вручается приз за вклад в киноискусство. Его лауреатом в этом году станет Эльдар Шенгелая — известнейший грузинский режиссер, который в свое время дебютировал на фестивале «Молодость» короткометражкой. Его фильм «Голубые горы» — классика мирового кино, реставрирован. Этот фильм мы тоже покажем. Главное — мы можем похвастаться, что у нас достаточно много зрителей, кто-то уже берет отпуск на время фестиваля, чтобы смотреть фильмы. Поэтому, надеюсь, киноэкран удовлетворит потребности и в больших звездах, и в больших именах.

— Уже стало традицией, что после своего окончание фестиваль выходит за границы Киева. Состоятся ли такие показы в этом году?

— Мы стараемся сделать какое-то эхо фестиваля в Украине. В частности во Львове при поддержке Министерства культуры Словакии будет показ «Словацкий фокус». Есть планы показать эту программу в Ужгороде и городах, пограничных со Словакией. Делаем день показов украинского кино в Николаеве, тоже совместно с Фондом Янковского. Это будут короткометражные работы и фильм «Браты». Готовим выпуск DVD-сборника лучших украинских короткометражек, для распространения в дальнейшем в Каннах, Карловых Варах, на других фестивалях. Мы всерьез займемся прокатом, потому что сегодня очень важно грамотно организовать прокат украинского кино в Украине.

— Многие годы фестиваль поддерживали разные кинотеатры, в частности и «Жовтень», — один из старейших киевских кинотеатров. И вот прошло сообщение, что власти вновь пытались «отбить» лакомое место на Подоле. Но «Жовтень»   — это культурный центр, который много делает для пропаганды хорошего кино вообще и украинского, в частности. Уничтожать этот кинотеатр, на мой взгляд, преступно. Тем не менее, есть постановление первой инстанции суда в пользу прокуратуры. Каким образом фестиваль, который уже много лет работает с этим кинотеатром, может помочь, поддержать?

— Директор кинотеатра Людмила Горделадзе будет членом международного жюри в национальном конкурсе. Мы поддержим любые акции, обращения к городским властям и во время фестиваля и до, и после. Культурные кинотеатры, такие как «Жовтень», — это святое, и я знаю о намерениях Киеврады всячески поддержать их.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать