Сокровища из частных коллекций
В Национальном музее Тараса Шевченко проходит выставка работ Марии Приймаченко
О творчестве народного мастера написаны целые тома научных трудов, искусствоведы хотят разгадать феномен, почему, на первый взгляд, наивные полотна Марии Приймаченко очаровывают людей разных поколений. Каждую картину можно рассматривать часами и находить что-то магнетическое, философское и такое теплое. Работами Марии Авксентьевны увлекались легендарные Пикассо и Марк Шагал, а известный украинский живописец Николай Глущенко говорил: «В ней олицетворена культура нашего народа».
За свою долгую жизнь (она прожила 88 лет) легендарная художница создала около 5000 произведений. Ее наследие хранится в Музее украинского народного декоративного искусства, Национальном музее народной архитектуры и быта, Запорожском художественном музее и частных коллекциях, а также в Национальном музее Тараса Шевченко.
В настоящее время на выставке, которая недавно открылась в Музее Т. Шевченко, представлено более 40 работ из частных коллекций.
Гениальная художница создала собственный художественный стиль, в рамках которого — бесконечные варианты декоративных, орнаментальных, жанровых и пейзажных композиций. В них раскрывается красота, любовь, добро, жившие в душе Марии Авксентьевны. Например, яркие, декоративные, необычные по форме и цвету цветы становятся эстетически-философским обобщением трактовки отношений человека и Вселенной, ведь они возвышены художницей до уровня «чуда». В соответствующем аспекте предстает перед нами и образ птицы — исконного олицетворения добра и счастья. Он символизирует стремление народа жить в мире, согласии и любви... Но особое место в творчестве М. Приймаченко занимают декоративные панно с изображениями фантастических существ, зверей. Это уникальные произведения, в которых творческое воображение мастера достигает высокой аллегории.
«СТАРО ДАВНІ ЗВЄР РВЕ СИНЬОГО ПОМИДОРА», 1986 г.
Со временем изменяются размеры рисунков. От небольших прозрачных акварелей 1930-х годов она переходит к монументальным панно и густой насыщенности гуаши и создает в 1960-х годах блестящую серию работ «Людям на радость». За нее в 1966 году Мария Авксентьевна получила Государственную премию УССР им. Т. Г. Шевченко (сейчас — Национальная премия Украины им. Т. Г. Шевченко).
На протяжении своей долгой творческой жизни М. Приймаченко создала сотни сюжетных и орнаментальных композиций. Искусство художницы неповторимо как по присущей лишь ей гамме солнечно-ярких сочетаний красок, силе их эмоционального влияния, философской насыщенности произведений, так и по своеобразию композиционных решений.
Неотъемлемой составляющей творческого наследия мастера становятся небольшие тексты в виде стихотворений, песен или пожеланий, которые она размещала на обратной стороне листов. И порой именно они раскрывают художественно-значимую нагрузку произведения.
Мария Приймаченко работала до последних дней своей жизни, оставив нам бесценное наследие, которое вызывает ассоциации, мысли и приобщает к особому миру — глубинному, поэтическому царству сказки с ее загадочностью и откровениями. Она говорила: «Создаю солнечные цветы, потому что людей люблю, творю на радость, на счастье людям, чтобы все народы друг друга любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле».
«НЕСЕ ГАЛЯ ВОДУ. А ВАНЯ ПОШОВ ДО БРОДУ...», 1986 г.
— В нашем музее уже несколько лет действует проект «Наше время — наше пространство». В его рамках ежегодно проходят выставки. Идея проекта принадлежит директору киевского издательства «СОФIЯ-А», коллекционеру Максиму Мельнику (он выступил соорганизатором нынешней выставки работ Марии Приймаченко), — рассказала «Дню» заведующая сектором отдела выставок Людмила ДАВИДОВСКАЯ. — Особенность этой выставки в том, что представленные работы — из частных коллекций и экспонируются впервые. Свои «сокровища» представили три коллекционера: Михаил Кучирка, Максим Мельник и Петр Багрий. Можно увидеть более 40 работ Приймаченко, из них — 18 расписанных блюд и одна вышивка. В экспозициб мы добавили несколько картин из собственной коллекции. Одна из работ датируется 1940 годом (самая ранняя из представленных в экспозиции) и имеет название «Морские гадалки».
КОММЕНТАРИЙ
— Хороших художников на земле всегда было мало! Не всем удается при жизни почувствовать «вкус» славы и признания. Судьба Марии Приймаченко была непростой, творческий путь — тернистым, и хотя ее работы оценили современники, но только сейчас, во всем разнообразии, раскрывается талант мастерицы, и мы стараемся постигнуть тайну ее оригинального творчества, — считает известный художник Александр ДУБОВИК. — Мария Приймаченко — наша гордость! В дзен-буддизме считается, что самым ценным есть окружение, жизнь, которая бурлит вокруг, а еще возвращение человека к самому себе через самосозерцание. Мне кажется, что картины художницы — украинский дзен-буддизм. Она видела ценность жизни в людях, вещах, событиях, находя вдохновение в простом, например, в огороде или саде. А ее работы вышли за пределы микромира и перешли в другое качество — макромир! Цветы и лопухи у художницы превращались в удивительные орнаменты, которые стилизуются, великолепно ложатся на плоскость. У Приймаченко было чутье пространства и листа, ощущение цвета. Мир, который ее окружал, на картинах превращался в сказку, мифы, в юнговские архетипы (хотя она и понятия не имела о теории аналитической психологии!), в праистоки культуры. Радость и печаль, смех и грусть, фантастические птицы и животные в приймаченковских работах приобретали философский сковородинский смысл — это рассказы о борьбе добра и зла. Поэтому из чудесного цветка могла вылезти змея — и в этом страх, и восторг перед жизнью... Я преклонюсь перед огромным талантом Марии Аксентьевны. В ее декоративных росписях, кажется, сконцентрировался художественный дар многих поколений народных мастеров, донесших до нас из глубины веков!
Выпуск газеты №:
№199, (2014)Section
В конце «Дня»