Ракета имени Финчера
Фильм «Исчезнувшая» может послужить пособием по кинодраматургииЭми и Ник Данн были, если посмотреть со стороны, образцовой парой. Из-за финансового кризиса они оставили Манхэттен и переехали в Миссури, в родной городок Ника. Прожив вместе пять лет, они на грани развода, но все-таки собираются отметить годовщину свадьбы. Однако совершенно неожиданно Эми исчезает, причем все улики указывают на Ника как вероятного не просто похитителя, но и убийцу. И это — лишь начало намного более сложных перипетий.
Есть априори одна причина, чтобы идти смотреть фильм «Исчезнувшая»: его режиссер — Девид Финчер, автор «Бойцовского клуба», «Социальной сети», «Семи», «Комнаты страха», «Девушки с татуировкой дракона». Финчер — один из самых ярких представителей голливудской режиссуры 1990—2000-х, с пока что не растраченным умением установить в зале напряженную тишину, заставить зрителя вцепиться в подлокотники кресла от напряжения. Так же происходит и с «Исчезнувшей». Семейные драмы Финчер еще не снимал, но с новой задачей он справился. При всем этом ситуация осложнялась еще и тем, что тот же Бен Аффлек в роли Ника Данна — рекордсмен по количеству «Золотых малин» за худшее исполнение мужской роли; здесь он тоже, скажем так, не пытается прыгнуть выше головы. Но, к счастью, фильм строится все-таки не на нем.
Британская актриса Розамунд Пайк (Эми) — тоже не из сильнейших, но она здесь на своем месте. Она играет героиню настолько многоликую, насколько это возможно, местами даже переигрывает. Но суть в том, что, будучи семейной драмой по отправной точке, «Исчезнувшая» по форме и сути, безусловно, относится к триллеру — жанру, мастером которого Финчер всегда был.
В триллере главное — напряжение, саспенс — и режиссер поддерживает их средствами столь же простыми, сколь и действенными. В основу сценария лег роман Гиллиан Флинн — и сценарий, несомненно, удачный; но талант Финчера в том и проявляется, что он, как будто незаметно, нигде не напирая, избегая прямолинейных приемов, пережима (словно следует за сюжетом), но на самом деле очень умело разогревает его до крейсерской скорости. «Исчезнувшая» по своей структуре похожа на двухступенчатую ракету: сначала — увлекательность тайны, поиски исчезнувшей, но затем вдруг все выясняется, а до конца при этом еще далеко и непонятно, за счет чего теперь будет держаться фильм; но тут-то включается вторая ступень — игра начинает идти в открытую, и динамика фильма взвинчивается просто немыслимо.
И тем более там уместен именно тот финал, который там есть. Не взрывной, не ошарашивающий — а полный тихого отчаяния и неподдельного трагизма.
Распутывая и вновь закручивая затейливый сюжет, Финчер всего лишь развлекает нас, но делает это так, что никто не чувствует себя одураченным — это именно интеллектуальное развлечение, в котором каждый поднимается до уровня событий на экране, а не наоборот — и именно потому после «Исчезнувшей» нет ощущения пустоты, как после большинства триллеров, претендующих на такой же уровень признания.
Выпуск газеты №:
№203, (2014)Section
Культура