Зрители «голосуют» за украинское!
В Киеве — театральный бум. Отдушина, убежище, толока?.. Версии руководителей театров![](/sites/default/files/main/articles/11122014/16teatr1.jpg)
«У вас есть лишний билетик?» — эту фразу сегодня часто можно услышать в нашей столице. Чтобы попасть в театр, зрителям приходится заранее побеспокоиться, т.к. билеты быстро раскупаются, и на резонансный спектакль или премьеру не легко попасть. Если весной в залах зияли пустоты, многие люди жаловались на апатию и депрессию из-за политических событий, гибели Небесной Сотни, аннексии Крыма, фактической войне на востоке, то осенью в Киеве стал наблюдаться театральный бум. И это при том, что российские гастролеры, которые раньше обеспечивали кассу, теперь практически отказались приезжать в нашу страну, да и не ждет их сегодня столичная публика! Отрезав московский «хвост», провайдеры и организаторы гастролей сосредоточились на украинском «продукте», а многие зрители открыли для себя, что в Киеве много интересных коллективов, театральных мастеров и талантливой молодежи.
В этом сезоне театры подготовили 83 премьеры! Причем спектакли самых разных жанров, а зрителям есть что выбрать из афиши. Публика вернулась в театр. Почему? Об этом «Дню» рассказывают руководители ведущих киевских театров.
Михаил ЗАХАРЕВИЧ, генеральный директор Национального театра им. И. Франко:
— Если проследить историю театра вообще, то в период потрясений, революций и войн театры всегда были переполненными. Почему? Потому что есть такой психологический момент, когда люди чувствуют большой дискомфорт в жизни и ищут какую-то отдушину. И именно таким местом всегда был театр. Люди смотрят спектакль и ощущают катарсис, и таким образом их душевное состояние восстанавливается. Несмотря на очень сложную экономическую ситуацию для страны и, в частности, для культуры, театры сегодня очень большое внимание уделяют качеству репертуара. Мы стараемся привлечь к сотрудничеству больше молодежи, проводя художественные эксперименты, откликаемся на события, которые происходят в нашей жизни. Например, последняя премьера на Камерной сцене — «Щоденники Майдану». Эта постановка уже вызвала резонанс у публики и критиков. Есть предложения показать ее в Чехии и Германии.
ПОСТАНОВКА ФРАНКОВЦЕВ «ЩОДЕННИКИ МАЙДАНУ» УЖЕ ВЫЗВАЛА РЕЗОНАНС У ПУБЛИКИ И КРИТИКОВ. ЕСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОКАЗАТЬ ЕЕ В ЧЕХИИ И ГЕРМАНИИ / ФОТО АЛЕКСЕЯ ИВАНОВА
Сегодня театры активно участвуют в формировании патриотически-национального отношения к происходящим в нашей стране событиям. Франковцы очень активно работают не только в творческом плане, но и занимают свою принципиальную гражданско-политическую позицию. Мы проводим много мероприятий, чтобы помочь нашему государству, собираем и передаем средства на поддержку бойцам АТО, наши артисты выступают в госпиталях, занимаются волонтерством. Кроме того, проводим благотворительные спектакли, приглашая переселенцев из Крыма и востока, а также показали постановку для онкобольных детей, которые лечатся в Охматдете (потому, что последствия Чернобыльской катастрофы еще на многие годы будут огромной проблемой и для Украины, и для народа). Все франковцы едины в своем стремлении, чтобы наша страна была единой, соборной, процветающей, а люди жили по европейским стандартам.
Театр сегодня является активным политическим бойцом и всегда был и будет той культурной средой, которая формирует у людей не только эстетические вкусы, но и гражданско-патриотическую позицию.
Андрей БИЛОУС, художественный руководитель Молодого театра:
— Действительно, ныне мы в театре наблюдаем зрительский ажиотаж. Я думаю, что это происходит потому, что люди соскучились по театру. Хотя весной, из-за политических событий (аннексия Крыма, обострение ситуации на Донетчине и Луганщине), был спад, и создавалось такое впечатление, что рядовому украинцу не до театра. Тогда кто-то впадал в депрессию, а кто-то записывался в Национальную гвардию или занимался волонтерским движением, чтобы как-то поддержать нашу армию, которая отстаивает не только землю Родины, но и европейский выбор народа, который поднялся на Майдане. Сейчас людям надоело, что они слышат и видят негативные новости. От этого хочется уйти в какие-то другие миры, и зрители пошли в театр. В первую очередь, публика хочет видеть что-то теплое, душевное, лирическое, веселое, о любви и высоких отношениях. В основном зрители стараются избегать спектаклей на политические и остросоциальные темы. Мне кажется, что это такая форма защиты у людей.
«ВЕСЕЛЬЕ СЕРДЕЧНОЕ, ИЛИ КЕПКА С КАРАСЯМИ» (ТЕАТР НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ ДНЕПРА) В СЦЕНИЧЕСКОМ ПРОЧТЕНИИ РЕЖИССЕРА ДМИТРИЯ БОГОМАЗОВА РАССКАЗОВ ЮРИЯ КОВАЛЯ ИЗ СБОРНИКА «ЧИСТЫЙ ДОР» — ЭТО СМЕШНЫЕ, ДОБРЫЕ, МУДРЫЕ И ОЧЕНЬ СВЕТЛЫЕ ИСТОРИИ О ЗАТЕРЯННОЙ В ЛЕСАХ СТАРИННОЙ ДЕРЕВУШКЕ И ЖИТЬЕ-БЫТЬЕ ЕЕ ОБИТАТЕЛЕЙ / ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА
Нужно не забывать и о том, что к нам ныне перестали ездить российские гастролеры, когда часто звезды играли в халтурных антрепризах, а зрители за это платили большие деньги. Сейчас немало людей со средним достатком, которые раньше ходили только на зарубежных гастролеров, начали открывать для себя украинский театр, и они увидели, что в Киеве есть хорошие актеры и интересные постановки. Кстати, цена билета за 120 грн для них не деньги, потому что считали, что нужно заплатить несколько тысяч гривен, чтобы отвечать своему статусу. Ныне эти люди переключились на украинское и с интересом смотрят наши спектакли. Недавно мы пошли на эксперимент, и билеты на новогодний спектакль «Потрібні брехуни» (31 декабря) поставили по 500 грн, и по кассе видим, что уже сегодня половина зала продана. То есть зритель идет в театр на украинский «продукт».
Петр ЧУПРИНА, генеральный директор Национальной оперы Украины:
— Люди постепенно приходят в себя после самых драматичных событий Майдана, аннексии Крыма, военных действий на востоке, чувствуя тягу к искусству, удовлетворяя свои эстетические запросы, которые, к счастью, не так легко убить, потому что они являются одними из определяющих цивилизационных факторов человеческой жизни. По моему мнению, сегодня люди убегают от телевизора с его преимущественно негативной информацией, ищут позитива в сфере высокого искусства, что в очередной раз подтверждает его востребованность в любые времена. Классический театр — это не просто развлечение, это труд души, а тяга к высокой духовности всегда сопровождала человечество в самые драматичные периоды его бытия.
Ныне Национальная опера Украины, вместе со страной переживая нелегкие времена, тщательно корректирует репертуар, предлагая произведения высокого художественного качества, которые имеют спрос у публики. Мы не можем себе позволить пустые залы, чтобы не стать грузом на шее государства, которое ныне встало на тернистый путь коренных изменений.
Артисты и музыканты совершенствуют творческо-репетеционные процессы, чтобы продемонстрировать на сцене высокое качество исполнения оперных и балетных спектаклей. Когда коллектив работает преданно, это создает особую ауру, которая взаимно заряжает всех участников по обе стороны рампы. Овации — это то состояние особого эмоционального подъема, которое снова и снова призывает зрителя приходить в храм искусства.
Виталий МАЛАХОВ, художественный руководитель Театра на Подоле:
— На мой взгляд, зрители вернулись в театр, потому что киевские коллективы перестали выдавать в репертуар актуальные однодневки. Публика всегда остро чувствует натяжки, фальшь и не хочет смотреть о том, что потоком льется с трибун ВР, интервью политиков, транслируемые по радио и телевидению, а ищет художественность в спектаклях. Думаю, людям надоели типовые схемы, по которым снимаются сериалы, в основе которых плохая литература. Если говорить про нашу заполняемость залов, то наибольшей популярностью пользуется классика: Гоголь, Карпенко-Карый, Кулиш, Чехов, Булгаков, Толстой, Островский, Гольдони и др. Сегодня люди соскучились за литературой высоких образцов, потому что уже «перекормлены» телевидением с бандитскими сюжетами. Если говорить о популярных жанрах, то фаворитом является комедия. Хотя ходят и на серьезную драматургию. Люди устали от негатива, им хочется какой-то разрядки. Ведь театр — это общественное явление, когда ты чувствуешь рядом человека, и тут можешь пообщаться не только с актерами, но и происходит некий внутренний разговор между залом и сценой. Майдан и все события, которые произошли и ныне происходят в нашей стране, в украинцах пробудили чувство плеча. Сегодня люди хотят общаться, не боятся массы, и разрушилась разрозненность. А еще зрители предпочитают ходить на хорошие спектакли.
Эдуард МИТНИЦКИЙ, художественный руководитель Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра:
— Я отвечу тезисно. Люди ощущают потребность в эмоциональном раскрепощении и находят его, приходя на спектакли. Театр можно назвать морально-эстетическим убежищем. Именно тут зрители могут получить временную передышку от телеинформационного пресса; осознать опустошительность сериальных диверсий. Сегодня люди растеряны, разобщены нашей олигархически-коррупционной эпидемией, а театр для них — толока на какое-то время.
Выпуск газеты №:
№234, (2014)Section
Культура