США готовятся послать войска в Ирак
Означает ли это ослабление внимания к Украине?Изменения в американской политике в отношении Ближнего и Среднего Востока могут оказать существенное влияние на положение на Донбассе.
Украинский кризис делит первое место в приоритетах американской политики с противостоянием в Сирии и Ираке. Для Вашингтона борьба с исламистами и террористами так называемого Исламского государства крайне важна. Неудивительно, что на берегах Потомака разгорелась дискуссия о дальнейшем участии американской армии в борьбе с боевиками.
Этому предшествовали весьма значительные события как в Сирии, так и в Ираке. В первом случае главную роль в них играли курдские отряды народной самообороны YPG. Во втором — отряды пешмерги иракских курдов, которые перекрыли три важнейшие дороги, ведущие в Мосул, — важнейший центр добычи нефти на севере Ирака. Город пока находится под контролем боевиков Исламского государства (ИГ).
На севере Сирии, в местах компактного проживания курдов, примерно 10% населения страны, на границе с Турцией летом-осенью прошлого года разыгрались ожесточенные сражения между отрядами YPG и боевиками ИГ. Особенно тяжелыми были бои за город Кобани. Он занимает стратегически важное положение на границе с Турцией и, кроме того, в нем находилось более 200 тыс. беженцев. Последнее обстоятельство имело принципиальное гуманитарное значение.
Боевики ИГ известны ненавистью к курдам. Многие из них исповедуют йезидизм и, с точки зрения радикальных исламистов, являются язычниками. На подконтрольной ИГ территории в Ираке устраивались чистки по этноконфессиональному признаку. Падение Кобани обернулось бы настоящим геноцидом. Неудивительно, что курды рассматривали оборону Кобани каким-то аналогом Сталинграда. Среди сирийских курдов было распространено название «Кобаниград».
На помощь курдам пришли отряды Свободной сирийской армии (ССА). Без большого энтузиазма Турция пропустила через свою территорию отряды пешмарги из Ирака. Американская авиация наносила воздушные удары по боевикам ИГ, хотя их эффективность вызывает дискуссии.
Пропаганда боевиков преподносила бои за Кобани как символ героизма и непобедимости ИГ. Действительно, в какой-то момент силы обороны удерживали лишь несколько кварталов на севере города.
Осенью прошлого года исламисты не раз сообщали о полном контроле над городом. Примерно так же как боевики на Донбассе неоднократно заявляли о котле под Дебальцево. Даже Путина ввели в заблуждение, хотя, возможно, он сам очень хотел заблуждаться. Даже ляпнул об этом в Минске. Как говорит немецкая пословица, der Wunsch ist der Vater des Gedankens — желание — отец мысли
В декабре ополченцам, отрядам ССА и пешмерги удалось переломить ход боевых действий. Исламистов планомерно вытесняли из разрушенного города. К 26 января очистили и окраины. На самой высокой точке Кобани, на телевизионной антенне, поставленной на холме, вывесили 75-метровый флаг YPG. По курдским оценкам, исламисты потеряли убитыми более трех с половиной тысяч боевиков.
После поражения в Кобани боевики отступают по всем направлениям. Первое время исламисты старались удержаться в окрестных деревнях, но сейчас сдают их без боя. В первой декаде февраля отряды курдского ополчения на юге от Кобани вышли к реке Евфрат. Они заняли уже 140 деревень.
Командование YPG пытается понять, с чем связано столь стремительное отступление исламистов. Весьма вероятной причиной, как сообщило агентство иракского Курдистана PUKmedia, может быть переброска сил в район Дейр-эз-Зор. Этот город называют нефтяной столицей Сирии из-за расположенных возле него богатейших месторождений черного золота. В сентябре 2014 года сирийская армия, удерживавшая тогда позиции лишь на некоторых окраинах города, начала медленно наступать. Стратегически Дейр-эз-Зор гораздо важнее Кобани. Как из-за своего географического положения, так и из-за нефти вокруг него. Сейчас исламисты блокированы сирийской армией в центральных кварталах. Идут тяжелые уличные бои.
Похоже, что боевики ИГ концентрируются для защиты Дейр-эз-Зора и Мосула. Для Исламского халифата нефть — основная статья доходов. Когда речь идет о деньгах, исламисты готовы забыть о курдских деревнях.
С августа прошлого года американская авиация осуществляла удары по исламистам как в Сирии, так и в Ираке. Сейчас президент Обама намерен обратиться к Конгрессу за разрешением на проведение наземной операции в Ираке в районах нефтяных центров Мосула и Киркука.
Конгресс по этому вопросу расколот, причем с обеих сторон есть представители как республиканцев, так и демократов. Спорных вопросов два — оставлять ли президенту возможность отправить в регион пехоту и ограничивать ли географическую область, на которой будет действовать новое разрешение. Первая группа, включающая спикера сената Джона Бейнера и председателя сенатского комитета по делам вооруженных сил Джона Маккейна, считает, что на Обаму не нужно накладывать никаких ограничений. Вторая группа, где немало демократов, полагает, что документ должен гарантировать запрет на высадку пехоты, и то, что Америка не окажется втянутой в новую долгую ближневосточную войну. Обама, похоже, хочет получить возможность использовать при необходимости на войне с терроризмом сухопутные силы и не ограничивать себя конкретными географическими зонами.
Против ИГ сформировалась коалиция арабских государств. На данном этапе главной является Иордания. Амман после сожжения джихадистами иорданского пилота интенсифицировал боевые действия и заявил о нанесении в последние дни 56 авиаударов, уничтожении семи тысяч боевиков и разрушении 20% их инфраструктуры. В Иорданию прибыла эскадрилья истребителей F-16 из ОАЭ, которая уже приступила к нанесению авиаударов. Роль Аммана будет увеличиваться. В стране находится один из самых больших в мире центров подготовки сил спецназа. Численность этих сил в стране достигает 14 тысяч человек. Иорданская общественность требует их переброски на войну с ИГ. По утверждению американского сенатора Линдси Грэма, Иордания, Саудовская Аравия и другие арабские страны готовы отправить войска в Ирак и Сирию, но хотели бы, чтобы к ним присоединились США.
Хотя Сирия и Ирак относительно далеки от Украины, но втягивание США в наземную операцию в Ираке неизбежно ослабит их внимание к европейским проблемам и украинским в первую очередь. И это не останется незамеченным как Москвой, так и главными европейскими столицами.
Нам следует считаться с тем, что на какой-то период украинский вопрос не будет в центре внимания в вашингтонских коридорах власти. Более того, по данной проблеме США, об этом несколько раз говорил и президент Обама, и государственный секретарь Керри, хотели бы действовать вместе с Россией. За более благоприятную позицию по Ираку и Сирии Москва обязательно потребует ответных шагов. Кремль непременно попытается увязать эти две проблемы.
Отсюда задача украинской дипломатии не допустить сговора за счет Украины.
Выпуск газеты №:
№26, (2015)Section
Мировые дискуссии