Перейти к основному содержанию

«Звери» покорили и сцену, и зал

Лесь Подеревянский впервые представил SMS-оперу в стиле фарсосатиры
05 марта, 10:34
В SMS-ОПЕРЕ «ЗВЕРИ» БЫЛ СТЕБ НА ТО, ЧТО СТАЛИН ЛЮБИЛ БАЛЕТ / ФОТО АНАСТАСИИ ПОДЕРВЯНСКОЙ

Литературные опусы Леся Подеревянского, основанные на хорошем знании классики, полные горького сарказма и яркого юмора, свойственного истокам украинского литературного наследия, давно уже читаемы с неподдельным интересом не только в ареале нашей страны. Написанные суржиком, который, опять же, использовался незабвенными классиками, многочисленными вкраплениями непечатной лексики, они чудесным образом, лишены пошлости и смешат до слез. Правда, детям на ночь их не прочитаешь (но ведь для этого существует детская литература).

Произведениям Подеревянского давно уже тесно в рамках печатной продукции, и уже были проделаны успешные опыты их театральных интерпретаций. А новый опыт превращения их в оперное либретто, превратив в полноценный музыкальный спектакль, просто взорвал зал.

По жанру, определенному авторами, это — SMS-опера. Звучит непривычно и привлекательно. Я бы назвала действо мюзиклом в стиле фарсосатиры. Но суть не в определениях, а в конечном результате — получился профессиональный, художественно цельный и очень современный спектакль.

Рассказывать содержание любого произведения, тем более в рецензии, — дело неблагодарное и пустое. Смотреть надо, читать! Скажу лишь, что главные герои — суперсексуальная хищница Белка (Ли Берлинская), порочный, наделенный всеми новомодными комплексами Кот (Дмитрий Вивчарюк) и «народный» Миха (Олег Примогенов), волею судеб встретившиеся в дремучем лесу, чудесным образом наследуя чеховских героев, пустились по миру «в поисках истины». Получив в славной Сызрани пророчество славы, автор швыряет их в эпицентр государственной машины, со всеми ее «прелестями» — сумасшедшими диктаторами (которые, впрочем, всегда найдут между собой общий язык), служивыми лизоблюдами, извращенцами, которыми всегда кишит больная власть, и т.д. Совершив «головокружительные подвиги», выполнив желание вождя, прикоснувшись к святая святых — Кремлю и Берлину, «помилованные» звери попадают в родную лесо-сибирскую среду, исполняя в качестве коды оду кумовству.

Автор текста, он же — сценограф, и вербально, и визуально четко обозначает характеры героев и времени. Стилизованные Анастасией Подеревянской костюмы органично дополняют сценографические изыски. Вся команда работает отменно — художник по свету Петер Мюллер, режиссер Андрей Критенко, график Михаил Александров, скульптор Александр Смирнов и создатель видео Ксения Шинкарук. А композитор Вячеслав Назаров из музыки известных опер, оперетт, шансона, народных мелодий и городских романсов создал замечательно цельную музыкальную канву этого оригинальнейшего произведения.

За небольшой репетиционный период возник сыгранный актерский ансамбль, где каждый исполнитель обладает всей палитрой актерского мастерства — вокалом, речью, пластикой. Гомерический хохот вызывает тандем танцующего Гитлера (Евгений Капорин) и так ценящего балет, поющего Сталина (Иван Завгородний). Причем со сцены идет живой звук.

«Звери», на мой взгляд, — более чем успешный опыт создания современного украинского искусства. Постановка с честью может представлять Украину за рубежом. Но, главное, чтобы у создателей хватило финансов и энтузиазма показать ее нашему украинскому зрителю. Молодцы меценаты, поддержавшие идею создания спектакля. И будут вдвойне молодцы, если подарят его всей Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать