Перейти к основному содержанию

Как вернуть утраченные ценности?

Немало испытаний пережил Музей Ханенко в Первую и Вторую мировые войны — этот «опыт» может пригодиться нам сегодня
02 апреля, 10:36
ПЕРВЫМ «ПОДОПЕЧНЫМ» ПРОЕКТА «НАРОДНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ» ЯВЛЯЕТСЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ РАСПИСНОЙ КРАТЕР, КОТОРОМУ БОЛЕЕ 2300 ЛЕТ

В контексте военных событий на востоке Украины судьба национальных культурных ценностей сегодня особенно актуальна. И поэтому стоит вспомнить, каких огромных потерь стоили нашим музеям две мировых войны ХХ века. Старинные произведения, похищенные из музеев за время оккупации, нынче прочно «осели» в коллекциях стран-завоевателей, и нашим музейщикам очень трудно возвратить эти раритеты в родной музей.

Национальный музей западного и восточного искусства им. Богдана и Варвары Ханенко — печальный пример колоссальных утрат. Перед Первой мировой войной Богдан Ханенко эвакуировал часть собрания в Москву и отдал ее частично на хранение в Исторической музей, а другую часть отправил в свою петроградскую квартиру. Варвара Ханенко после смерти мужа старалась поддерживать коллекцию в надлежащем виде и категорически отклонила предложение немецкой комендатуры вывезти в 1918 году музей в Германию. На следующий день вступления войск Директории, 15 декабря 1918 г., она передала Украинской Академии Наук дарственные документы на дом, бесценную коллекцию и замечательную библиотеку... Манкирование советской властью условиями дарственной, разбазаривание коллекции (взятие «на учет»), неуважительное отношение к прямой наследнице и хозяйке особняка — свидетельство нежелания властей достойно хранить культурные ценности своей страны.

О потерях Музея Ханенко во время двух мировых войн «Дню» рассказывают заместитель генерального директора по научно-исследовательской работе Елена ЖИВКОВА и заместитель генерального директора по научно-организационной работе Екатерина ЧУЕВА.

Известно, что в 1915-м супруги Ханенко отправили 14 ящиков с произведениями на временное хранение в Московский исторический музей. Богдан Ханенко умер два года спустя, и ящики были открыты незаконно, часть произведений была распределена по музеям России, а часть — разграблена.

— В 1921 году сотрудники нашего музея находились в командировке в Москве и вернули эти произведения, — рассказывает Елена ЖИВКОВА, — однако значительная часть шедевров так и не нашлась, а разграбленную часть коллекции вывезли за пределы России. Некоторые из них попали в Лиссабон, ряд экспонатов сейчас находится в Национальной галерее в Праге. Стоит также упомянуть и о тех экспонатах, которые были вывезены организацией «Держторг» или, как раньше ее назвали — конторой «Антиквариат», в конце 1920 — 1930-х. По распоряжению Сталина из музеев СССР изымались произведения, которые продавались по заниженной цене за рубеж. Из Музея Ханенко вывезли диптих «Адам и Ева» Лукаса Кранаха, который незадолго до того был найден профессором Сергеем Гиляровым и находился в экспозиции музея. Сейчас этот диптих находится в музее Norton Simon Museum, California, U. S. A.

Вторая мировая война явилась одним из самых значительных этапов утрат коллекции музея.

— В июне 1941 г. нацисты забирали из музея различные произведения для украшения официальных учреждений (в музее сохранились расписки, написанные фашистами), — продолжает Елена ЖИВКОВА. — Некоторые произведения попали в коллекцию рейхс-комиссара Украины Эриха Коха. Благодаря многолетним исследованиям мы знаем, что часть этих работ сейчас находится в спецфондах Эрмитажа. После ареста Коха картины из его коллекции были переданы в городской музей города Веймара, а позже возвращены советскому правительству и отправлены в Эрмитаж. Мне удалось документально подтвердить три картины из этой части наших потерь. Есть и другие вещи из собрания Ханенко в коллекции Эрмитажа, но наши музейщики не имеют к ним доступа. Мы неоднократно обращались через Государственную комиссию при Министерстве культуры в Эрмитаж, однако российская сторона отказывается продолжать работу совместной украинско-российской комиссии по вопросам реституции.

Второй этап военных грабежей начался в августе 1943-го, когда оккупационным властям стало очевидно, что им придется оставить Киев. В Музее западного и восточного искусства (как тогда назывался Музей Ханенко) действовала комиссия, все вещи подробно описывались, упаковывались и вывозились через Каменец-Подольский, потом эти работы попали в Кенигсберг, а оттуда в замок графов Шверин — Вильденхофф. Этот груз сопровождала сотрудница музея Полина Кульженко, и многие материалы основаны на ее свидетельствах. Долгое время считалось, что работы, хранившиеся в Вильденхоффе, погибли при пожаре, когда Советская армия отступала, замок бомбили. Кульженко пишет, что через три дня после того, как догорел пожар, ее привели в подвал, где якобы хранилась похищенная коллекция. И она увидела только обгоревшие доски и части скульптур (эту часть коллекции больше не искали)...

Оставшиеся в оккупированном Киеве музейщики продолжали самоотверженно защищать культурное достояние Украины.

— Во время эвакуации в музее был организован полный демонтаж, и наиболее ценное из коллекции подготовили к эвакуации, — рассказывает Екатерина ЧУЕВА. — В июле их отправили в Уфу и Саратов, часть ящиков со списками, которые не успели эвакуировать, так и остались в музее — сотрудники спрятали их в подвале. У нас есть фото и свидетельства наших коллег 1943 года. Сотрудники находились в кошмарных условиях — мы сегодня, за исключением жителей восточных регионов Украины, не можем даже представить, что такое бомбардировка города. И все же, даже во время авианалетов сотрудники успевали что-то делать для охраны ценностей. Эвакуацией произведений занимался директор музея Василий Овчинников, в Киеве оставался профессор Сергей Гиляров, который, по сути, возглавлял музей и отвечал за него в период оккупации — и это дорого ему стоило, потому что после войны его арестовали, и он умер в больнице Лукьяновской тюрьмы. Когда начался вывоз нацистами экспонатов, сотрудники не имели возможности препятствовать этому, а когда нацисты вынуждены были покинуть Киев, всех сотрудников уволили и часть коллекции вывезли...

Самым худшим этапом стало мародерство: разграбление началось сразу же после того, как фашисты оставили город, и продолжалось до прихода Советской армии.

— Кто именно мародерствовал в то время — неизвестно, возможно, представители обоих сторон, — считает Елена ЖИВКОВА. — В хранилище все картины были вырезаны из рам... это был самый варварский период, документации о нем не сохранилось. После освобождения Киева сотрудники попытались восстановить экспозицию, директор музея Василий Овчинников был отозван с фронта, и в 1944-м двери нашего музея снова открылись для посетителей.

Сотрудники музея постарались не только отреставрировать сохранившиеся экспонаты, но и приступили к напряженной поисковой работе. Для того чтобы найти и опознать принадлежавший ранее музею экспонат, необходимы знания, экспертиза, документальное подтверждение, суд, а также время и средства. Так, благодаря кропотливой работе музейщиков вскоре должна быть представлена возвращенная работа голландского художника XVII века Корнелиса Пуленбурга «Аркадский пейзаж».

— Долгое время считалось, что она погибла в замке Вильденхофф во время пожара, — продолжает Е. ЖИВКОВА, — однако в 2011 году картина «всплыла» на аукционе Сотбис и после долгой и упорной борьбы была возвращена в наш музей при поддержке Фонда Александра Фельдмана. В прошлом году мы нашли еще одну картину, она продавалась в США на аукционе. Наш музей приостановил продажу, и теперь мы надеемся, что после судебного расследования картина будет возвращена в Музей Ханенко. Украинское законодательство должно разработать правовой механизм возвращения культурных ценностей, самим музейщикам не справиться с этой проблемой. В 2011 году была ликвидирована государственная служба контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу, которая занималась всем комплексом проблем по возвращению нашего культурного наследия. Теперь ее функции выполняет небольшой отдел при Министерстве культуры — этого недостаточно.

Фотоиллюстрации предоставлены музеем


КСТАТИ

2 апреля стартует новый долгосрочный проект Музея Ханенко «Народная реставрация». Его цель — спасти самые ценные произведения из коллекции музея, которые в настоящее время из-за критического состояния сохранности находятся в запасниках.

Первым «подопечным» проекта является древнегреческий расписной кратер, которому более 2300 лет! На выставке в связи со стартом проекта будут представлены и другие «пациенты» — ценные произведения разных эпох, чьё тяжёлое состояние нуждается во внимании специалистов и помощи общественности.

Во время Второй мировой войны Уинстон Черчилль резко отказался сократить финансирование культуры. «А ради чего мы тогда сражаемся?», — сказал британский премьер. В действительности этот афоризм принадлежит медийникам. Черчилль лишь отметил, что нужно хорошо спрятать и тщательным образом сохранять сокровища музеев, «потому что однажды мы таки победим».

Идея проекта «Народная реставрация» появилась в ответ на вызовы, которые появились перед музеем. Когда страна переживает нелёгкие времена, культурное наследие часто становится заложником ситуации, ведь внимание общества приковано к другому. Продолжительное время мы пытались преодолевать проблемы реставрации и сохранения собственными силами. Однако сегодня решили открыть зрителю самые болезненные музейные раны. Если их вовремя не заживить, немало произведений, повреждённых безжалостным временем, могут и не дожить ко дня нашей победы. «А ради чего мы тогда сражаемся»?

Проект предусматривает несколько этапов. На каждом из них мы будем привлекать внимание к отдельным предметам, для спасения которых нужны совместные усилия, и будем собирать средства на их возрождение, чтобы, наконец, представить в экспозиции. Надеемся на благотворительность настоящих друзей музея, всех тех, кто исповедует волонтёрское кредо «Кто, если не мы?».

Елена ЖИВКОВА:

— Нередко музейщикам предъявляют претензии, что они будто бы не показывают широкой публике сокровища своих фондов. «А не пустите ли в запасники?» — часто приходится слышать от наших завсегдатаев и журналистов. И вот они перед вами — «жители» таинственных музейных хранилищ — подверженные влиянию колебаний температуры и влажности, покрытые осыпями, беззащитные без нужного снаряжения — рам, специальных витрин, климатических боксов или киотов. Все они являются жертвами длительного недофинансирования культуры и, в то же время, претендентами на нашу новую общественную ответственность.

Благотворительный взнос на реставрацию можно сделать через кассу музея или перечислить на благотворительный счёт музея. О полученных и потраченных средствах мы будем отчитываться через сайт музея и соцсети.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать