Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Малыши и искусство

В Музее Ханенко — новая выставка об эволюции образа ребенка, который создавали европейские художники XVI—XIX веков
08 июля, 18:18
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Изысканность работ, представленных в экспозиции, захватывает, а сюжеты иногда шокируют. Дело в совершенно иных правилах воспитания, которые бытовали в прошлые века. Выставка «Детский мир» объединяет около 40 гравюр, нескольких скульптур и витрин с фарфором. Авторы проекта проследили, как изменялось отношение к ребенку с XVI по XIX век. Рядом с экспонатами разместили справки, в которых, — интересные истории о работах и о нелегкой жизни ребенка в древние времена. На выставке можно увидеть уникальных Адама и Еву, детей Рубенса, «Магической шкатулку» и много других стоящих вещей. «День» уже оценил проект — расскажем о нем подробнее.

ДЕТИ — УМЕНЬШЕННАЯ КОПИЯ ВЗРОСЛОГО

Эксклюзив в экспозиции — гравюра славного художника Луки Лейденского «Адам и Ева после изгнания из Рая». Работу мастер создал в начале  XVI века, когда сам по современным меркам был подростком — в 16 лет. «В распространенном сюжете Лука Лейденский увидел то, чего не замечали его современники, — рассказывает заведующая отделом европейской графики Музея Ханенко Елена Шостак. — Художник, возможно, впервые изобразил Адама и Еву вместе с маленьким Каином. Вышла сугубо бытовая сценка, где отец общается со своим ребенком». На гравюре косматый Адам смешно сморщился и забавляет сына. Малыш умостился на руках у Евы, которая закрывает его от ветра. В период создания работы родительская заботливость воспринималась обществом как семейная добродетель. Именно поэтому, возможно, Лука Лейденский, «скрасил» грех Адама и Евы малым ребенком.

Впрочем, в XVI веке ребенка воспринимали как уменьшенную копию взрослого. «Представляли, что это — обычный человек, который физически и умственно слабее взрослого человека», — рассказывает куратор выставки «Детский мир», старший научный сотрудник отдела графики Музея Ханенко Александра Исайкова. Поэтому ребенка приобщали к взрослой жизни, как только он мог самостоятельно ходить и говорить. Трехлетний малыш мог помогать отцу-ремесленнику — например, подносил инструменты. Дети аристократов могли быть пажами взрослых: носили за дамой шлейф, прислуживали за столом.

Взрослые не боялись, что детская психика пострадает из-за каких-то жестоких или фривольных зрелищ. На выставке в Музее Ханенко есть гравюры Боэциуса Адамса Больсверта из серии «Ужасы испанской войны». Художник изобразил женщин легкого поведения, которые развлекаются с солдатами и, в то же время, нянчат малышей.

МАЛЬЧИК ИЛИ ДЕВОЧКА?

В XVІІ веке увеличивается количество детских портретов. Рисуют, в первую очередь, потомков аристократических родов. Отличить девочек и мальчиков сложно: и те, и другие — в платьях, разве что у ребят наряды поскромнее, а волосы не накручены. Может, потому испанский мастер Мануэль Сальвадор Кармона, когда делал гравюру с картины XVІІ века, считал, что изображает сына легендарного Питера Пауля Рубенса. Впоследствии оказалось, что на портрете — маленькая Сусанна, дочка фламандского живописца Корнелиса де Воса. На картине пышная девочка сидит на детском стульчике и забавляется коржиком. 

Жизнь ребенка постепенно обретает ценность. На выставке «Детский мир» представили гравюру Схельте Больсверта «Суд Соломона». Хрестоматийная история о двух женщинах, которые делили ребенка и за справедливостью пришли к легендарному правителю, приобретает новое значение. Церковь и власть боролись с нерадивостью матерей, которые случайно или преднамеренно убивали детей, — например, душили в кровати. Работа, где героиня готова отказаться от любимого ребенка, — только бы малыша не убили — была определенным моральным ориентиром для современников.

НАУКА И ИГРУШКИ

Со временем родители все больше внимания уделяют образованию своих чад. Пример того, как воспитывать детей, подал уже упомянутый Питер Пауль Рубенс. В экспозиции выставки «Детский мир» есть гравюра «Дети Рубенса» француза Эсташа Данзеля, датированная XVІІІ веком и созданная на основе картины выдающегося художника. Герои этого произведения — два брата, Альберт, которому 12 лет, и Николас, которому семь. На портрете Альберт с книгой, что демонстрирует его любовь к чтению. В комментарии к гравюре музейщики рассказывают, что этот мальчик много времени проводил с отцом и с детства был приобщен к античной культуре. Впоследствии Альберт стал одним из лучших знатоков античности в Европе.

Детей всех веков объединяет любовь к игрушкам. Одну из популярных игрушек XVІІІ века видим на гравюре «Магическая шкатулка» Шарля Никола Кошена ІІ. Сюжет простой — детвора заглядывает в магическую шкатулку, большой ящик с окошками, внутри которого — раскрашенные гравюры. Изображения в окошках меняли благодаря специальному механизму. Увлекательное зрелище владелец шкатулки подкреплял рассказами о том, что показывает.

СЧАСТЛИВЫЕ ОЗОРНИКИ

На грани XVIІІ и XIX веков появляется новый идеал семьи. Ребенок теперь — счастье, высший дар, символ любви родителей. Особенно любили изображать семейную жизнь в Англии: авторы выставки «Детский мир» объясняют, что такие сцены олицетворяли стабильность государства. Очень эмоциональная гравюра Плейса «Отчаяние семьи, вызванное потерей ребенка», созданная в 1798 году. Отец и мать горюют, потому что их ребенок убежал из-за халатности служанки. История заканчивается хорошо. Парная к гравюре работа «Счастье семьи восстановлено возвращением ребенка» изображает растерянного беглеца перед радостными родителями.

Взрослые постепенно учатся уважать внутренний мир ребенка. Свидетельство этого — небольшая бронзовая скульптура Хосе Кардона «Спортсмен», созданная в начале ХХ века. Горделивая фигура, руки в карманах, вместо платья — костюмчик, как у взрослого игрока в гольф, — такого мальчика изображает художник. Вообще, Хосе Кардона создал целую группу скульптур мальчишек-озорников, среди которых и «Спортсмен». То, что героем художника становится не послушный ребенок-куколка, как в XVIІІ веке, а задиристый мальчишка, показывает: общество наконец воспринимает детей такими, какими они есть.

ЗА КУЛИСАМИ

Идея выставки «Детский мир» возникла случайно. По словам Александры Исайковой, музейщики как-то перебирали экспонаты и заметили, что в коллекции есть много работ с детьми. Сначала хотели создать трогательный проект о детстве, а затем вырисовывалась философская концепция: исследовать, как изменялось отношение к ребенку в разные эпохи. «Уровень медицины и образования несколько веков тому назад отличался от нынешнего, потому все, что делали родители со своими детьми, они делали с добрыми намерениями, — оправдывает наших предков Александра Исайкова. — Когда-то новорожденного ребенка, прежде чем пеленать, посыпали солью. Люди рассуждали так: ребенок из комфортной среды материнского лона приходит в этот неуютный мир, и его нежная кожа может травмироваться. Чтобы облегчить этот переход, кожу посыпали солью, делали ее грубее. А вообще, детям всегда интересно смотреть на таких, как они, поэтому наша выставка привлечет внимание маленьких зрителей. Взрослым будет интересно увидеть, как воспитывали детей на протяжении нескольких веков».

Поэтому, пока продолжаются летние каникулы, берите детей и вместе открывайте новое на выставке «Детский мир». Проект проходит в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве до начала октября.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать