Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Одесский кинофест: первые радости и разочарования

15 июля, 12:52
СУПЕРГОСТЬ ФЕСТИВАЛЯ — КОМПОЗИТОР МАЙКЛ НАЙМАН / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ФЕСТИВАЛЯ

Церемония открытия ОМКФ-2015 проходила строго по сценарию, состоящему из цитат великих кинематографистов. От Чарльза Спенсера Чаплина до Андрея Тарковского, Федерико Феллини и Стивена Спилберга. Этот довольно большой «цитатник», вполне уместный, когда речь идет о том, что главным на десять дней в Одессе становится кино, но, изложенный примитивным языком Википедии, изрядно утомил зрителей.

Звездой открытия стал новый губернатор области Михаил Саакашвили. Одесситы его весьма почитают — столь бурными и продолжительными были предназначенные ему аплодисменты. Он посулил фестивалю всяческую поддержку и отметил неоценимый вклад в развитие культуры порто-франко фестивальной команды во главе с Викторией Тигипко.

В лучах губернаторской славы удалось «погреться» неожиданно приехавшему на эту церемонию вице-премьеру по гуманитарным вопросам и министру культуры Украины г-ну Кириленко. Правда, овации сменились, скорее, вежливыми хлопками, ведь  министерство в последний момент все же выделило фестивалю более чем скромную поддержку — 150 тыс. гривен. Главный культуррегент  страны заверил присутствующих в своей искренней любви к кино. Однако смотреть даже фильм-открытие не стал, уехал нести культуру дальше в массы.

А суперзвездой события стал несравненный англичанин Майкл Найман — всемирно известный композитор и музыкант-исполнитель, многолетний соратник Питера Гринуэя, награжденный целым сонмом престижнейших мировых наград. На церемонии ему был вручен первый «Золотой Дюк» ОМКФ-2015    — за вклад в мировой кинематограф. В благодарность маэстро сел к роялю и подарил церемонии элемент волшебства.

А на следующий вечер на Потемкинской лестнице, кинопоказы на которой стали главным фестивальным брендом, случился невероятный творческо-энергетический обмен. Пятнадцатитысячная аудитория встала, чтобы поприветствовать маэстро Майкла Наймана и его музыкантов. А он, низко поклонившись публике, достал фотоаппарат и сфотографировал ее на память. Маэстро и его оркестр вдохновенно озвучили ленту Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», являющуюся энциклопедией кинонаходок. И съемочных, и монтажных.   Апофеозом вечера стал номер на «бис» — импровизации английских музыкантов на знаменитые эйзенштейновские кадры Потемкинской лестницы.

И потекла фестивальная жизнь своим чередом, строго по графику, днем и ночью. Не стану описывать подробно каждый фильм. Хотя уже сегодня можно сказать, что прослеживается тенденция к мистике, гротеску, неоправданной, вычурной образности, иногда чрезмерной жестокости. Думаю, жюри во главе с известным французским режиссером Жанн Лабрюн придется непросто. В эти дни уже были показаны два украинских фильма, представленные не только в национальной, но и международной программе.

Превращение человека в зверя в неназванных жестких реалиях сегодняшнего дня — главная сюжетная линия фильма Анатолия Матешко «CUPTUM (LAT. Плен)». Здесь присутствует неожиданная и удачная работа Владимира Горянского. В остальном у меня к фильму и его создателям возникло много вопросов, которые мы попытаемся разрешить  в беседах с ними, в следующих публикациях

Автор другой украинской ленты — «Песнь песней» — Ева Нейман. Она ярко заявила о себе на фестивале «Молодость» короткометражкой, а потом — фильмами «У реки» и  «Дом с башенкой». Первый, а, особенно второй фильмы грешили обильными вторичными цитатами из Киры Муратовой. Обращение к творчеству Шолом-Алейхема вселяло, но, на мой взгляд, не оправдало надежду. В отличие от первоисточника, лента перегружена длиннотами. Текст классика вроде бы сохранен, но, глядя на экран, в который раз приходит твердое убеждение —  сценарий должен писать профессионал-сценарист, что, возможно, убережет постановщика от излишнего погружения в придуманные им образы. Хотя, нужно отдать должное,  внешность исполнителей главных ролей — и в детстве, и в юности  —  весьма мила. В только что закончившихся Карловых Варах картина получила награду экуменического жюри. Похоже, книксен в сторону Украины.  Но, надеюсь, у фильма будет прокатная судьба, т.к. ее активно поддерживает один из ведущих телеканалов.

Думаю, один из претендентов на серьезный приз — фильм российского режиссера Алексея Федорченко «Ангелы революции». Но и с ним будет возможность поговорить, так как он — член жюри национального конкурса.

А пока — фестиваль продолжается...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать