Бумажные... драмы
Во Львове представили специальную театральную программу
То, что театральная сцена - одно из лучших мест для знакомства автора и публики, на Форуме издателей знали давно. Но сцену покоряли поэты и литераторы: знаменитые ночи поэзии, музыкальные концерты-перформансы авторов (в этом году лучший у Сергея Жадана - проект «Розділові»), театрализованные авторские чтения... Конечно, при случае показывали и одиночные представления – например «Солодку Дарусю» и «Націю» Марии Матиос. В этом году праздник «урожая» украинской книги во Львове подтвердил - новые идеи могут рождаться даже у солидных проектов, которые уже имеют свои проверенные временем традиции.
Собственно, Неделя современной драматургии во Львове появилась из скромного желания Первой сцены современной драматургии «Драма.UA» и Львовского театра им. Леся Курбаса представить свежо переведенные тексты известных британских драматургов - Данкана Макмиллана («Дыхание», режиссер Евгений Худзик), Кэрил Черчилл («Далеко», режиссер Павел Арье) и Дэвида Хэрроуэра («Ножи в курах», режиссер Владимир Кучинский). Однако окончательная программа уже содержала полтора десятка разных событий - спектаклей, представления книг и, конечно, сценических чтений новых для украинской сцены пьес.
Кроме упомянутых британских драматургов, чьи пьесы выбраны в этом году для театральной программы Британского совета в Украине, было представлено в виде сценического чтения произведение канадского драматурга Мориса Панича «Нарушители» (режиссер Игорь Матиев). Книга «Семь историй и другие пьесы» Мориса Панича, как легко догадаться по фамилии, выходца из семьи украинских эмигрантов и весьма популярного драматурга и режиссера, только что увидела свет в издательстве «Дискурс». В этом же издательстве появился и сборник пьес украинского драматурга Павла Арье «Баба Пріся та інші герої».
Павел Арье ныне - один из успешных украинских драматургов. Его пьеса «Баба Пріся» почти одновременно была поставлена сразу тремя режиссерами - Романом Виктюком в Москве (спектакль «В начале и в конце времен»), Алексеем Кравчуком во Львове (спектакль «Баба») и Стасом Жирковым в Киеве (спектакль «Сталкеры»). Последний спектакль буквально за сезон превратился в шлягер - сейчас он «переезжает» с камерной сцены Киевского академического Молодого театра на его большую сцену. Причина этой рокировки весьма необычная как для Киева: на спектакль «Сталкеры» невозможно достать билеты, камерная сцена уже не может вместить всех желающих посмотреть, как молодая и энергичная Ирма Витовская перевоплощается в 90-летнюю бабу Присю.
А в рамках львовской «Недели современной драматургии» был показан спектакль Львовского театра им. Леси Украинский «Баба» Павла Арье. В ней заглавную роль играет, только не удивляйтесь, актер Олег Стефан. И играет просто магически - никаких карикатур и пародий на «Верку Сердючку». В интерпретации режиссера и актера баба Прися - это просто-таки фольклорно-мифическое существо, у которого нет пола и возраста. Она вечна как сама нация.
Первая сцена современной драматургии «Драма.UA» тоже показала свои работы: камерные спектакли по пьесам украинского молодого драматурга Марии Вакулы «Полярники» (режиссер Олег Онещак), польского драматурга Малгожаты Сикорской-Мищук «Бургомистр» (режиссер Антон Романов), белоруса Максима Досько «Лондон» (режиссер Павел Арье). Не обошлось в театральной программе и без хэдлайнеров Форума издателей, чьи книги традиционно раскупаются первыми. Режиссер из Донецка, ныне живущий во Львове, Евгений Чистоклетов представил две работы: «Одкровення Іванки» по повести Марии Матиос «Черевички Божої Матері» и Personal Jesus по поэзии и прозе Сергея Жадана.
Первый академический театр для детей и юношества представил последнюю по времени премьеру - «Зерносховище» Натальи Ворожбит в постановке киевского режиссера Андрея Приходько. Эту пьесу о Голодоморе украинский драматург написала специально по заказу лондонского театра Royal Court (Роял Корт), где и состоялась ее первая премьера. Сейчас Наталья сотрудничает с Национальным театром имени Ивана Франко - здесь идут два ее спектакля «Квітка Будяк» и «Щоденники Майдану». А недавно Наталья Ворожбит вместе с немецким режиссером Георгом Жено, одним из соучредителей московского Театра.doc, закончила работу над новым проектом «Николаевка». Это документальный спектакль, созданный вместе со школьниками школы № 3 города Николаевка, пережившими войну.
«Неделя современной драматургии» весьма органично вписалась в общий контекст Форума издателей. Она расставила свои акценты и напомнила об украинской, и не только, современной драматургии, которая все еще находится в поиске своих режиссеров, актеров и зрителей.
Section
Культура