Перейти к основному содержанию

Последний магнат-романтик

Что мы знаем об «отце» отечественного кинопроизводства Александре Ханжонкове (1877—1945 гг.)
14 августа, 11:42
АТМОСФЕРУ СЪЕМОК ДАЛЕКИХ 1920-х ПЕРЕДАЕТ АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН (В ЦЕНТРЕ), КОТОРЫЙ ИСПОЛНИЛ РОЛЬ КОЛОРИТНОГО РЕЖИССЕРА В ФИЛЬМЕ «РАБА ЛЮБВИ» / ФОТО С САЙТА KINOPOISK

В прошлом году в Ялте установили памятник создателю кинопроизводства, но это событие, к сожалению, не стало поводом для почитания знаменитости. Ныне власти Крыма вообще забыли о 135-летии знаменитого предпринимателя, организатора кинопромышленности, продюсера, режиссера, сценариста и одного из пионеров русского и украинского кинематографа. Зато на Донетчине — родине Ханжонкова — в Макеевке традиционно организовывают праздник кино. В этом году Ханжонковские дни прошли уже в 10-й раз. Много популярных украинских и российских кинематографистов встретились с многочисленными поклонниками кино. Побывали гости в Школе искусств им. Ханжонкова и на малой родине первого русского кинопромышленника — в Нижней Крынке, где также прошла творческая встреча актеров и режиссеров с макеевчанами.

Александра Алексеевича современники называли бизнесменом с хорошими манерами, подчеркивая не только предпринимательские способности, но и его отменный вкус. Именно Ханжонков установил «эталон качества» русских фильмов, ему принадлежат открытия самоучек, превратившихся с его помощью в первых русских кинозвезд. А главное — он создал кинопроизводственную базу в Ялте и заложил основы научно-популярного кино. За что и вошел в историю как благодетель и просветитель. Перу Александра Ханжонкова принадлежит книга «Первые годы русской кинематографии», ставшая летописью становления кино в Российской империи. В память о замечательном режиссере и организаторе долгое время проводились Дни Ханжонкова на Родине. Начинались они в Макеевке, где родился Александр Алексеевич, затем день его рождения (8 августа) отмечали в Ялте, а заканчивалось торжество в Москве...

Возможно, не все читатели знают, что до недавнего времени на звание родины знаменитости претендовала Ростовская область. Пока не обнаружили запись о крещении Александра Ханжонкова на Донецкой земле. Восстановила родословную киномагната его внучка Ирина Александровна Орлова, посвятившая деду документальную повесть, основанную на воспоминаниях его современников. Ирина Александровна утверждает, что история рода началась примерно с XIII века, и ведется отсчет от половецкого хана Женкова. Отсюда и приставка «хан». Потом букву «е» сменила «о», а потомки половецкого хана подались в казаки. Известно, что прадеду Александра Алексеевича, казачьему старшине Василию Ханжонкову, за добросовестную службу были пожалованы дворянское звание, 15 000 гектаров земли и 15 крестьянских семей. Да только обогатиться он не успел — отменили крепостное право, и поиски новых источников доходов привели к освоению угольных копей в Донецкой области. И какое-то время жизнь будущего кинобизнесмена была связана с этой землей: Александр учился в Новочеркасском юнкерском училище. Потом служил в Донецком казачьем полку, квартировавшем в Москве. Здесь он женился на дочери владельца магазина швейных машинок «Зингер» Антонине Николаевне Баторовской...

ОТ АТЕЛЬЕ — ДО «ФАБРИКИ ГРЕЗ»

Свой уход с военной службы Ханжонков объяснил тем, что он «заболел кинематографом». Произошло это в 1905 году, когда Александр Алексеевич увидел легендарный люмьеровский фильм «Прибытие поезда». Восторгу не было предела: «Опьянен, пленен и поражен», — так он выразил свое впечатление. В ту пору синематограф был всего лишь аттракционом, ленты приобретались у зарубежных производителей, проката не было. Но прибыль от этого дела была, и Ханжонков, получивший, выйдя в отставку, реверс в пять тысяч рублей и денежную помощь от небедного тестя, занялся новым для себя делом. Александр Алексеевич заключил договор с лондонской фирмой «Гепфорт», согласившейся поставлять фильмы без предварительной оплаты. Заработанные средства Ханжонков вложил в Торговый дом «А. Ханжонков и Ко», открывшийся в 1906 году. При Торговом доме удачливый предприниматель открыл прокатную фирму и кинолабораторию по производству копий зарубежных фильмов с русскими надписями. Постепенно из компании, занимавшейся только дистрибуцией, продавая и прокатывая проекционные аппараты и импортные фильмы, киноателье Ханжонкова превратилось в крупнейшую российскую «фабрику грез» с выразительной эмблемой — Пегасом.

Бизнесмен мечтал снимать свои фильмы... Постепенно Александру Ханжонкову удалось создать крепкую команду, костяком которой стали: Владимир Сиверсен — оператор первой панорамы в отечественном игровом кино «Драма в подмосковном таборе»; Василий Гончаров — автор синематографической пьесы «Понизовая вольница» и основы первого отечественного полнометражного фильма «Оборона Севастополя»; малоизвестный актер и режиссер Петр Чардынин, ставший впоследствии одним из ведущих режиссеров раннего русского кино. Кстати, Чардынин привел никому не известного провинциального паренька Ваню Мозжухина, вошедшего в историю как «король русского экрана». Именно благодаря Ханжонкову расцвел талант Евгения Бауэра, поднявшего салонную мелодраму до уровня искусства и превратившего статистку Веру Холодную в первую русскую кинодиву. Ханжонков привлек из Вильно чиновника Владислава Старевича, известного создателя карнавальных костюмов из подручных материалов. И гениальный самоучка, попав из провинции в Москву, изобрел объемную анимацию.

ИЗ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» — В ЯЛТИНСКУЮ ЭПОПЕЮ

 

После Первой мировой войны, короткого «золотого века» русского кино, почва стала уходить из-под ног успешного кинопромышленника. После смерти Василия Гончарова со студии ушли Владислав Старевич, Петр Чардынин, Вера Холодная, Витольд Полонский, Иван Мозжухин. Надо было выходить из положения. И весной 1917 года, передвигавшийся только с костылями или в инвалидном кресле, Александр Ханжонков отправился вместе с верным Евгением Бауэром и маленькой группой преданных людей в Ялту, оставив московский бизнес своей жене. Он решил построить в курортном городе киноателье и снимать новые фильмы. События не благоприятствовали Александру Алексеевичу. Бауэр погиб во время киноэкспедиции, после революционного переворота Ялта переходила от красных к белым, от зеленых к немцам... Но Ханжонков не опускал рук, добывал пленку, заставлял всех работать. Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы супруга Александра Алексеевича, с трудом добравшаяся с детьми до Ялты, не убедила мужа покинуть Россию. И Ханжонковы сделали это вместе с последними беженцами в ноябре 1920 года.

«РАБ» КИНЕМАТОГРАФА

В эмиграции тяжелобольной А. Ханжонков с фанатичным отчаянием пытался наладить собственное кинопроизводство, открывал прокатные конторы, студии, гонялся за эмигрировавшими актерами Московского художественного театра по всей Европе. Кстати, Александр Алексеевич финансировал первые попытки озвучить немое кино. Но, увы, ничего не получалось! Постепенно хозяин российского кинематографа превратился в заложника обстоятельств, но бросить любимое детище — кинематограф — не мог. По первому зову большевиков, захвативших власть, он вернулся на родину, не задумываясь о последствиях. Впрочем, осмотрительная Антонина Николаевна осталась с детьми в Германии.

В 1923-м Ханжонков приехал на зыбкой волне НЭПовской оттепели, когда советская власть решила использовать старорежимных специалистов. К тому же надо было показать миру лояльность к ней известных личностей дореволюционного истеблишмента для пропаганды нового строя. Александру Алексеевичу предложили поработать директором кинофабрики «Пролеткино», но через девять месяцев он оказался не у дел.

Ханжонков попытался создать новую семью, женившись на специалистке по монтажу Вере Поповой. Вскоре его, как и многих «спецов», постигла тяжкая участь: прикованного к инвалидной коляске, Александра Алексеевича арестовывают в 1926 г. по сфабрикованному делу о казнокрадстве. Приговоренного к шести месяцам тюремного заключения, его показательно амнистировали в зале суда, но лишили всех гражданских прав (их восстановили и назначили персональную пенсию только в 1935-м). Ханжонков уезжает с женой в Ялту, где им выделили проходную комнатушку. Здесь он пережил немецкую оккупацию. Шестидесятивосьмилетний Александр Алексеевич умер от истощения 26 сентября 1945 года. Его удостоили скромных некрологов в некоторых советских газетах, после чего о кинобизнесмене забыли. Надолго. Похоронили Александра Алексеевича сначала на старом Ливадийском погосте, а потом прах перенесли на мемориальное кладбище на Поликуровском холме...

И вот прошли годы, и о первом русском киномагнате напомнил фильм Никиты Михалкова «Раба любви» (1975 г.), в котором прообразом кинодельца Саввы Южакова (эту роль сыграл Олег Басилашвили) стал Ханжонков, а прототип звезды мирового кино Веры Холодной стала Ольга Вознесенская (этот образ создала Елена Соловей). По сценарию, действие происходит в небольшом крымском городке, где укрылась от бурь гражданской войны съемочная группа. Очевидно, городком этим была Ялта. Но снимали в Одессе. Впрочем, это совсем другая история...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать