Перейти к основному содержанию

Незабытая трагедия

«Куреневский апокалипсис» в цифрах
17 марта, 17:13
ВСПОМИНАЯ КУРЕНЕВСКУЮ КАТАСТРОФУ 13 МАРТА 1961 ГОДА, СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО ЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕ ВЫЯСНЕНЫ И СЕГОДНЯ

13 марта 1961 г. в Киеве произошел так называемый Куреневский апокалипсис. Накопившаяся в Бабьем Яру смешанная с талыми водами пульпа — грязевая песчано-глинистая масса, побочный продукт работы кирпичных заводов — прорвала земляную дамбу около 9 часов 30 минут утра, вал высотой 4-6 м  накрыл низину возле Кирилловской церкви.

По советским официальным данным начала 1960-х гг., погибло 145 человек. Ходили слухи о 2 000 и даже 5 000 погибших. Киевский журналист, автор нескольких публикаций на эту тему, Александр Анисимов писал в начале XXI в., что количество погибших составило около 1 500 человек. Большинство украинских СМИ в 2010-е гг., ежегодно напоминая об этой трагедии, утверждали, что погибло от 1 500 до 5 000 человек. Наиболее частый диапазон в публикациях: 1 500 — 2 000 человек.

КАКАЯ ИЗ ВЕРСИЙ ВЕРНА?

Пульпа залила около 34 гектаров. Застроена жильем была лишь малая часть этой зоны, так как в ней находились трамвайное депо, стадион «Спартак», безлюдный парк. На фотографиях улицы Кирилловской (тогдашняя Фрунзе), на которую, вместе со стадионом и депо, пришелся основной удар грязевого вала, хорошо видно: застройка там, преимущественно, была усадебная одноэтажная, неплотная.

n Согласно справке, составленной председателем правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии вторым секретарем ЦК КПУ И. П. Казанцом для ознакомления членов и кандидатов в члены Президиума ЦК КП Украины, от 14 марта 1961 г.:  непригодными для жилья, в результате катастрофы, признаны 298 квартир, в них проживали 1 228 человек (353 семьи).

Логично предположить, что из этого числа в момент катастрофы отсутствовала, по меньшей мере, половина жителей (находились на работе, учебе, лечении, рынке, рыбалке, в армии, командировке и т. д.). Остается никак не более 600 человек. Скорее всего, реально, их там оставалось 300-400, ведь было рабочее время, за тунеядство сажали, на дому работали единицы. От армии «косили» тоже единицы, а доля молодежи среди населения был намного больше, чем теперь. Из этих остававшихся, значительная часть спаслась: выбрались самостоятельно либо эвакуированы, чему есть сотни документальных подтверждений. Некоторых спасшихся снимали даже военными вертолетами с крыш и деревьев, к некоторым прокладывали мостки через грязевое озеро и выводили.

Согласно секретной справке секретаря И.П.Казанца, к вечеру 13 марта из района бедствия было эвакуировано 917 человек, в том числе 117 пострадавших. Это и жители зоны бедствия, и работавшие в ней, и проезжавшие через нее в момент катастрофы. Представители двух последних категорий составляли, очевидно, 100-300 человек среди эвакуированных, так как рабочие места в этой зоне были только для пары сотен человек. Многие вышли сами, не попав в число 917 эвакуированных. Есть ряд воспоминаний о том, как грязные, растрепанные, окровавленные люди, выбравшиеся из зоны бедствия, пугали в тот день прохожих своим видом в соседних районах города. А 600-800 человек — это жители зоны бедствия, в том числе и находившиевся в зоне с момента катастрофы, и прибывшие в эту зону во второй половине дня.

После прорыва дамбы пульпа около получаса растекалась по району, и еще два часа вода заполняла низменность, уже постепенно приводя жилье в негодность. Большинство жителей, как и прохожих, имели возможность перебраться на возвышенности, по мере затопления, уйти из расширявшейся зоны потопа, двигаясь по колено в жидкой грязи.

В официальном правительственном сообщении, опубликованном 31 марта 1961 г., говорилось, что к 22 марта всем жителям пострадавших домов выделено жилье в новых домах, жилой площадью около 12 000 кв. м.

Получается, из расчета по 8-9 кв. м на человека, было расселено 1330-1400 человек. Таким образом, если верить собщению, число расселенных людей оказалось даже значительно больше, чем число ранее проживавших в аварийных и разрушенных домах зоны бедствия. Очень вероятно, что «под шумок» получили квартиры не только реальные пострадавшие, но и прописанные задним числом, «блатные», по знакомству, как это бывало частенько во времена СССР и в постоветские времена в Украине. Вероятно также, что кому-то давали по 10 метров или даже еще больше жилой площади на человека. Но даже при всех злоупотреблениях, приписках, характер расселения говорит о том, что реальный счет жертв среди жильцов шел не на сотни. Есть свидетельства, что не все пострадавшие получили новые квартиры, многие еще добивались своего права на жилье уже после составления отчета о расселении, некоторые  добились только благодаря влиятельным знакомым.

Допустим, что правительственное сообщение сильно преувеличило количество жилья, предоставленного жителям зоны бедствия. Однако массовое непредоставление жилья пострадавшим и очень массовое предоставление «блатным» вряд ли имели место в данном случае, потому что атмосфера была очень накалена, даже возник локальный «майдан». Из воспоминаний пострадавшего, Ю. К. Белоуса, о попытке нападения на председателя горисполкома: «Людей, потерявших жилье, было очень много.  Помню, как однажды сюда приехал Давыдов. Люди, заполнившие площадку перед школой, набросились на него с кулаками. Охрана быстро затолкнула его в машину, он спешно уехал и больше здесь не появлялся».  В тогдашних докладах КГБ цитировалось множество возмущенных высказываний по поводу катастрофы; вот, например, слова одного писателя: «Виноваты деятели из горисполкома, и в первую очередь Давыдов. Его надо публично вздернуть».

В секретной справке И.П.Казанца от 15 марта сказано: «На протяжении дня расселено по квартирам 219 семей из 361». В  его справке от 25 марта читаем:  «Всем 396 семьям, потерпевшим от затопления и разрушений, выдана первая денежная помощь в общей сумме 48 800 руб., в том числе 103 семьи, в которых есть погибшие, получили 14 400 руб.».

Следовательно, число погибших жителей зоны затопления не превысило 150 человек, а наиболее вероятным диапазоном, исходя из сотен косвенных доказательств,  следует считать 50-100.

Документы по материальной компенсации, в основном, сходятся с расчетами, сделанными по многочисленным воспоминаниям очевидцев, и с отчетами спасателей. Согласно  той же справке от 25 марта 1961 г., киевскими властями зафиксировано 137 погибших на эту дату. Обнаружения останков происходили и после 25 марта, но намного реже. 25 марта И.П.Казанец сообщил в Президиум ЦК: «Как заявляет население,  администрация трамвайного парка и по данным органов милиции, на территории затопления находится еще 8 погибших, в том числе три работника трамвайного парка, двое проживали на территории, которая была затоплена, и три человека, проживавшие и работавшие в других районах, но во время аварии находились на месте затопления». Как видим, не было заявлений о сотнях граждан, пропавших без вести.

Можно, конечно, пофантазировать и  допустить, что секретарь ЦК КПУ сообщал в Президиум совершенно не достоверную информацию (рискуя карьерой и свободой за обман высшего руководства), и что трупы, найденные после 25 марта, а также ненайденные останки, принадлежали тысячам погибших. Но откуда, вообще, взялась бы хоть одна тысяча?

Часть жителей зоны затопления была учтена в списке погибших работников трамвайного депо. Общее количество жертв в  коллективе этого предприятия — 50 человек. Трамвайное депо  было самым крупным предприятием из разрушенных грязевым валом. На других предприятиях, стационарных рабочих местах, могло набраться еще 5-10 погибших из числа тех, кто не проживал в зоне затопления, а только работал здесь.

Однако в эпицентре катастрофы оказались еще и пассажиры городского транспорта, попавшие в вызванную подтоплением накануне многометрового вала пробку на улице Кирилловской. А именно: трамвайный вагон 11-го маршрута, один троллейбус и один автобус. Троллейбус и автобус загорелись от удара грязевого вала, столкновения с самосвалом МАЗ.  Есть свидетельства, что большинство пассажиров автобуса (их могло быть в салоне до 60 человек) и троллейбуса (полная вместимость этой модели, ЗиУ-5, — 120 человек) погибло. Многие пассажиры трамвайного вагона, погребенного наводнением, тоже погибли. Полная вместимость этой модели трамвая, МТВ-82, — 120 человек. Согласно секретному документу ЦК КПУ, в заиленном трамвае было найдено 12 трупов.

Были в эпицентре также водители и пассажиры легковых и грузовых машин — несколько десятков человек. Их могло погибнуть, примерно, до 30, а наиболее вероятная цифра по этой категории погибших  — 15-20 человек.

Итого всех пассажиров и водителей на улицах погибло около 180-330 человек, а наиболее вероятный диапазон — 200-250 человек.

Подведем общие итоги. Документы и расчеты показывают, что максимальное число погибших в Куреневской трагедии  — около 550 человек.

Минимальное — около 250.

Наиболее вероятное — 350-450 человек.

Хочется надеяться, что техногенные катастрофы с большим количеством жертв не повторятся в Киеве. Однако нынешний высочайший уровень коррупции и непрофессионализма в государственных, комунальных и частных структурах не внушает большого оптимизма. Дома, разрешительная документация на которые куплена за взятки, — это мины, которые могут cработать в любой момент.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать