«Мы сознательно не одевали актеров в «джинсу»
27 марта в Киевском театре «Колесо» двойной праздник — Международный день театра и 10-летие спектакля «Месяц в деревне»
Кстати, именно «Колесо» в 2006 году напомнило киевской театральной публике о пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне». В последний раз в нашей столице эту историю любви играли в 1950-х актеры Театра русской драмы им. Леси Украинки. Потом, после постановки в «Колесе», спектакли появились в Киевском театре драмы и комедии на левом берегу Днепра и ТЮЗе на Липках. В настоящее время пьесой заинтересовались в Новом украинском театре.
«День» попросил режиссера и художественного руководителя театра «Колесо» Ирину Клищевскую рассказать, как этот спектакль-долгожитель рождался?
— Мое первое обращение к этому материалу было еще во время учебы в Театральном институте, — вспоминает Ирина Яковлевна. — Именно тогда я делала несколько отрывков для курсовой работы. Потому для меня эта тургеневская пьеса была взлелеяна в мечтах и задумана за многие годы до премьеры в «Колесе». В действительности, мы несколько раз начинали репетиционный процесс и при разных обстоятельствах не доходили до конечного результата. Я считаю, что у каждого драматургического материала должно быть свое время, место, сверхзадача. Наверно, 10 лет тому назад пришло время именно пьесы «Месяц в деревне», и все сложилось — и актерский состав, и творческая группа. Мне кажется, что эта пьеса актуальна и сегодня. Отсутствие любви и жизненных ориентиров, недостаток внимания, дефицит эмоций — все это признаки душевного вакуума, который сложился в жизни Натальи Петровны (эту роль играет Валентина Бойко). В конечном итоге пустое пространство должно было наполниться чувствами. По сюжету муж Натальи Петровны строит дамбу. Он все время на производстве. И жизнь героини тоже похожа на дамбу. Вот только, когда ее прорывает, то поток эмоций становится неконтролированным, он разрушает все на своем пути. Так и Наталья Петровна уничтожает судьбы окружающих... Мы сознательно не отказывались и от конфликта персонажей с природой, не переносили постановку в сегодняшнее время, не одевали актеров в «джинсу». Действие происходит летом, в селе, атмосфере медленного течения времени, духоты. Зато в героях кипят страсти и чувства, но проявить, раскрыть их — не допустимо.
— Как изменилась постановка за этих 10 лет?
— По моему глубокому убеждению, спектакль — живой организм. Он изменяется вместе с нами. Мне кажется, что в настоящее время он стал более чувственно глубоким. При достаточно поверхностном восприятии настоящего, такая эмоциональность завораживает зрителей, дает толчок для размышлений. Нам не хватает сочувствия, сопереживания. «Месяц в деревне» дает зрителям такую возможность...
Выпуск газеты №:
№47-48, (2016)Section
Культура