Перейти к основному содержанию

История, к сожалению, повторяется

В рамках акции «Нескорена Луганщина» в Киеве состоялись гастроли мастеров сцены из Северодонецка
28 марта, 10:24
В СПЕКТАКЛЕ «МАКЛЕНА ГРАСА» ГЛАВНУЮ РОЛЬ ИСПОЛНИЛА АНАСТАСИЯ АДНАЧЕВА-ПОНОМАРЕНКО\ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

 Эта акция является частью всеукраинского проекта культурной интеграции «Український Донбас». Коллектив Луганского областного украинского музыкально- драматического театра на сцене  Национального театра им. И. Франко показал два своих спектакля «За двома зайцями» М. Старицкого и «Маклена Граса» М. Кулиша. Уже полгода этот коллектив базируется в Северодонецке. Пока не сделан капитальный ремонт помещения городского театра, спектакли играют в Домах культуры. А «материковый» театр остался в Луганске, и его многолетний руководитель Михаил Голубович, который когда-то горячо произносил тексты Тараса Бульбы, тоже получает медали, только не РФ, а поменьше – всего-навсего ЛНР.

 В Киеве два дня на аншлагах стоя приветствовали зрители артистов. Можно нагромоздить целые замки с красивых слов, но они будут пустыми внутри, а потому – мертвыми. А можно сделать поступок, на практике воплотив многолетние поиски украинских философов и психологов, которые пытались понять, что это такое. Многие из них как раз сходились во мнении, что поступок – это преодоление и переход в новое жизненное пространство, это новый отсчет времени, то есть переход в качественно другой жизненный мир, в котором от прошлого иногда остаются только стремления и намерения.

Однако мы являемся свидетелями того, как луганчане повторяют в своем становлении и развитии путь возникновения украинского профессионального театра, который сразу создавался  именно как театр музыкально- драматический. Не «благодаря», а «вопреки».

Тогда был «Валуевский циркуляр» 1863 года – запрещение употребления украинского языка и книгопечатания на украинском языке; Эмский указ 1876 года царя Александра ІІ – запрещение украинских книг и театральных представлений на украинском языке.  И… создание в октябре 1882 года Марком Кропивницким первой украинской профессиональной труппы, которая начала свой первый сезон «Наталкою Полтавкою» И. Котляревского. Сейчас война на востоке, и та же «Наталка Полтавка» по И. Котляревскому, которой Луганская муздрама открыла новую страницу своей биографии.

История повторяется, только на новом витке и с коррективами горького опыта. Сейчас – в ХХІ веке, а не в конце XIX – в репертуаре театра есть «За двома зайцями» Михаила Старицкого (дебютная постановка Евгения Мерзлякова) – писателя, внучка которого, Вероника Черняхивская, была расстреляна в 1938 году и дочка которого, украинская писательница Людмила Старицкая-Черняхивская, после ареста и обвинения в принадлежности к так называемому  Союзу освобождения Украины умерла в «товарняке» на пути в Казахстан, а ее тело конвоиры выбросили из арестантского вагона. Есть в репертуаре театра и «Маклена Граса» жертвы сталинского террора Мыколы Кулиша, расстрелянного в 1937-ом (режиссер спектакля – художественный руководитель театра Владимир Московченко). Собственно, эти две пьесы киевляне  имели возможность посмотреть в рамках акции «Нескорена Луганщина».

Есть территория профессионального театроведческого диалога с театром, в рамках которой можно вести дискуссию о том, насколько приемлемой является трактовка психологической аллюзии «Маклена Граса» в жанре трагифарса (еще Лесь Курбас отмечал, что Мыкола Кулиш – необыкновенный драматург, с произведениями которого нужно вести себя осмотрительно). Однако сейчас важно не это.

Важно то, что человек планирует не поступок как таковой, а конкретное превращение, в результате чего этот поступок могут оценивать другие люди и, если он обретает стоимостные признаки – целое общество или даже человечество.

Потому что человек по своей природе обречен действовать, чтобы быть человеком!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать