...В нем было очень много настоящего украинского
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120724/4127-10-4_0.jpg)
— Уникальность Богдана Ступки — многомерна. И особенный магнетизм его актерского таланта. Мне всегда казалось, что кроме воды и огня, можно неутомимо, вечно смотреть на то, как рождается мысль, как рождаются чувства. Так и в каждую морщину, в каждый жест и вспышку глаз Богдана Ступки всматриваться было чрезвычайно интересно.
В свое время его талант буквально пробил атмосферу культурного отчуждения, воцарившуюся после распада Советского Союза между странами-соседями. И некоторые его роли сопровождались большими дискуссиями. Возможно, в них была толика зависти, что часто присуще людям творческой профессии... Должен ли был Ступка сниматься у Бортко в неидеальном с точки зрения украинцев фильме «Тарас Бульба»? Должен ли он был aиграть в ленте «Огнем и мечом», ведь Генрих Синкевич тоже — неидеальный сценарист с точки зрения украинцев?
Имел ли кто-то право упрекать Богдана Ступку — вот в чем вопрос... Ведь Богдан Сильвестрович, в силу своего характера, даже такие сценарии превращал в сугубо украинское явление. В конце концов, не должен же был он стоять в стороне всю жизнь, ожидая, а вдруг украинское государство создаст условия для отечественного кино (хотя, думаю, это было его большой болью). Крупнокалиберность Богдана Ступки, его таланта позволяла ему компромисс. Стоит помнить, прежде всего, о его смелости — и творческой, и интеллектуальной. Например, тогда, когда он согласился с предложением Илленко перевоплотиться в Мазепу — тогда, когда общество еще было вовсе не готово не только к поэтическому прочтению этой фигуры, а даже к элементарному фактологическому познанию Мазепы. Упрекая его Тарасом и Богданом, часто забывали о Мазепе...
Богдан Сильвестрович был неуступчив и принципиален в главном. Уже будучи тяжело больным, обратился к Виктору Януковичу с просьбой не подписывать «языковой закон». И когда Анна Герман сказала, что Президент прервет свой отпуск, чтобы попрощаться с другом, то подумалось, что называть себя другом Богдана Ступки — значит брать на себя большую ответственность. Это обязывает. Если до сих пор названные аргументы не сработали, то, возможно, Президент прислушается к предсмертному желанию?..
В нем было очень много настоящего украинского.
...И когда я прочитала слова соболезнования от Владимира Путина по случаю ухода Богдана Сильвестровича, то подумала, что это Украинское в Ступке было такого Качества, которое не оставляло альтернативы признанию. Поэтому все украинское, стремящееся к лидерству, должно быть только высококлассным. Это один из важных уроков от Богдана Ступки.
Выпуск газеты №:
№127, (2012)Section
Культура