«Нас любят зрители за разнообразие»
«День» вместе с Андреем Билоусом, художественным руководителем Молодого театра, проанализировал афишу 37-го сезона и заглянул в будущее
Под занавес сезона популярный столичный коллектив представил несколько резонансных премьер. Сейчас Молодой театр — один из лидеров зрительских симпатий. Спектакли проходят с аншлагами, а три сцены стали площадкой для творческих экспериментов, новых постановок, интересных режиссерских и актерских находок. Каждая премьера вызывает резвое обсуждение публики и критиков, и в этом большая заслуга руководителя коллектива, самобытного режиссера, художественного руководителя Молодого театра Андрея Билоуса.
— Чем, на ваш взгляд, запомнится этот театральный сезон для зрителей и для коллектива Молодого театра?
— Зрители уже традиционно любят наш театр за его разнообразие. В этом сезоне у нас вышло 9 премьер, и именно то, что ни один спектакль не похож друг на друга, — привлекает к нам интерес и любовь зрителей. Для коллектива Молодого театра этот сезон был одним из напряженнейших за последние годы. Потому что мы играли по три спектакля в день (сыграли 525 спектаклей — это рекордное количество, при том что еще четыре года назад играли всего 300 спектаклей в год, то есть это за такой короткий промежуток времени мы настолько увеличили количество спектаклей в год). Это приносит радость нашим работникам, и все чувствуют, что работали не зря.
Кстати, у нас один из лучших финансовых показателей среди театров столицы. Мы в этом сезоне заработали много средств, благодаря этому смогли пережить те кризисные вызовы, которые нас постигли, в частности весной. Это касается банкротства банка «Крещатик», в котором и «зависли», а можно сказать, и пропали около 800 тысяч грн. Это из неприятных вещей, которые запомнились нам надолго. На эти средства мы могли бы улучшить финансовое положение людей, выплатить их в качестве заработной платы, поставить дополнительный спектакль, декорации сделать, пошить новые костюмы. Из-за нехватки денег мы отказались от выпуска спектакля «Горе из ума» в этом сезоне.
— Большой резонанс у критиков вызвала ваша постановка «Однорукого» по пьесе М. Мак Дона, хотя «остренькие» фразы, которыми славится автор, в переводе И. Пелюка немного резали слух...
— Я никогда в жизни не ставил спектакли с ненормативной лексикой. Этот спектакль современный, он модный, актуальный, своевременный и нужен именно потому, что он выявил совершенно новый подход для украинского зрителя и украинского театра. Новый подход в «работе» со зрителем. Эта история проникает в душу, в сознание публики. Она меняет его. Но делает это настолько небанально, ненавязчиво, не заштампованными средствами, к которым зрители привыкли и имеют уже систему защиты от такого влияния (они знают, в какие моменты их пытаются поучить, как-то изменить, вмешаться в их сознание, и они уже заблаговременно распознают это и ставят блоки). Этот спектакль и пьеса — уникальны тем, что воспитание происходит неожиданно, ненавязчиво. Казалось бы, очень простая история, комедийная, в которой нет на первый взгляд философии или морали, но человек, выходя после спектакля, вдруг начинает задумываться над смыслом своего бытия, задаваться вопросами и искать на них ответы, и это для меня самое важное в театре. Что касается ненормативной лексики, то она довольно детская. Моя 12-летняя дочь, которая смотрела этот спектакль, сказала: «Папа, ничего нового я не услышала, каждый день слышу это на перерывах в школе». Перевод Ильи Пелюка имел изменения, он был адаптирован, редактирован мной, и все эти «словечки» были переделаны, потому что в английском языке нет такого многообразия ругательств, как в украинском. Поэтому пришлось фантазировать и выдумывать такие слова, которые были бы максимально восприняты большинством публики, которая, как ни странно, достаточно педантична (ханжа), которая не готова к тому, что в театре, в этом храме искусства, может звучать ругательное слово...
— Молодой театр можно назвать площадкой для творческих экспериментов. Кто из коллег, которым вы предоставили возможность сделать постановку, вас порадовал, а кто огорчил?
— Из этих девяти премьер только я и Тарас Криворученко могут считаться уже зрелыми режиссерами. Все остальные премьеры поставлены молодыми режиссерами, и в этом политика Молодого театра — давать возможность творческой молодежи проявлять себя в профессии режиссера, заявлять о себе. У нас состоялось два дебюта — Ксения Швец с детективом «Шепот убийцы» и Сергей Корниенко со спектаклем «Фрекен Жюли». Они поставили достаточно интересные спектакли, которые пользуются большим интересом и спросом у зрителей. У нас сделал спектакль Дмитрий Весельский, который уже сегодня заявляет о себе как о серьезном и перспективном режиссере. У него огромное будущее: в свои 23 года он уже поставил 4 спектакля в профессиональном театре, которые высоко оценены критикой и публикой.
Например, Влада Белозоренко, которая несколько лет назад закончила Университет культуры и искусств как режиссер, за четыре-пять лет уже поставила более 10 спектаклей в профессиональных театрах. В том числе и в Киеве. В частности, в нашем театре спектакль «Это все она», который буквально взорвался социальной тематикой и социальной направленностью, так как поднимает важные вопросы отношений родителей и детей во времена Интернета. Интересные актерские работы продемонстрировали ведущая актриса нашего театра Римма Зюбина и молодой актер Олег Коркушко.
— Последняя премьера Second love (режиссер Елена Щурская) на Камерной сцене продемонстрировала яркий актерский ансамбль представителей разных возрастов, школ и театров (Римму Зюбину, Наталию Долю, Анастасию Евтушенко, Олега Москаленко и Артема Атаманюка, которые сыграли по несколько персонажей), в частности, Молодого и Русской драмы, а еще музыканты из ансамбля «Киевская камерата» Екатерины Супрун (альт).
— Премьера молодой женщины Елены Щурской, в которой сыграла наша ведущая актриса Римма Зюбина, а также приглашенная прима Театра русской драмы им. Леси Украинки, и это замечательный микс двух разных эстетик, двух разных образов театрального существования, которые объединились в одном спектакле и порождают фейерверк ярких эмоций и ощущений у зрителей.
— Под занавес сезона в афише появился спектакль «Уступи место» по киносценарию В.Дельмар. Вы, как художественный руководитель театра и режиссер Дмитрий Весельский, пошли на риск, взявшись за сюжет, который сейчас является театральной классикой, — легендарный спектакль А.Эфроса «Дальше тишина...» 1960-х, где потрясающе играли Ф.Раневская и Р.Плятт. Многие зрители со стажем со страхом шли на премьеру, но Т. Стебловская и Я. Гаврилюк по-своему рассказали эту психологическую драму о родителях и неблагодарных детях. Как вам удается балансировать между амбициозной молодежью, средним поколением и мастерами с большим театральным опытом?
— Это прекрасно, когда в одном спектакле, в одном театре могут гармонично сосуществовать разные направления и поколения, делиться опытом, передавать друг другу этот опыт, делиться энергией.
— Расскажите, что в вашем творческом портфеле? Какие новые спектакли появятся в следующем сезоне, который начнется 11 сентября?
— У нас очень большой портфель. Запланировано в работу более 10 спектаклей. Это будут работы как молодых, так и опытных режиссеров. Следите за нашей афишей — и уверяю, что это будет чрезвычайно мощный и интересный сезон, который начнется 11 сентября.
Выпуск газеты №:
№113-114, (2016)Section
Культура