Перейти к основному содержанию

C улыбкой и слезами

Старейший в Европе Авиньонский театральный фестиваль отпраздновал 70-летний юбилей
29 июля, 13:19
ПОСТАВЛЕННЫЙ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ СПЕКТАКЛЬ «ПРОКЛЯТЫЙ» ПО АДАПТИРОВАННОМУ ДЛЯ НЕГО СЦЕНАРИЮ ФИЛЬМА Л. ВИСКОНТИ «ГИБЕЛЬ БОГОВ», РАССКАЗЫВАЕТ О ЗАРОЖДЕНИИ НАЦИЗМА / ФОТО C САЙТА FESTIVAL-AVIGNON.COM

Как говорил известный политик «редко когда часто» выпадает побывать на Авиньонском театральном фестивале, но репортажи с фестивалей десятилетней и трехлетней давности наша газета подавала в статьях «Авиньон — Париж: от фестиваля к антифестивалю» (2006), «Почетный суд Авиньонского фестиваля» (2013), «Одуванчик рассвета» (2013).

70-летие форума сценического искусства в очередной раз показало неутихающую молодость театра как такового. В то же время именно неповторимость сегодняшнего дня стала предметом исследования, в основном классической драматургией и прозой. Добираться через Марсель было быстрее, хотя вылет из Борисполя был ранним, плюс нервная стыковка. Короткая дорога от остановки автобуса в центре города к гостинице совершенно сбила меня с толку.

Количество женщин в хеджабах, мужчин арабской внешности, которые пьют чай, едят шаурму, кебабы и играют в нарды, боевые продавцы и попрошайки, которые что-то говорят на каком-то странном французском, заставили меня уточнить у путника европейской внешности действительно ли я во Франции. На прекрасном английском этот немец скоординировал меня.

Вечером в театре мои сомнения развеялись без следа. Кстати — то, что женщины во Франции одеваются демонстративно просто — неправда, миф, ошибка. Известный тест — если на женщину, одетую от кутюрье на улице оборачиваются, ему точно в чем-то не хватило вкуса — вечерние платья это вполне подтверждают. В тренде комбинация фактур абсолютно совпадающих в цвете. Например, что-то стального цвета из шелка, атласа, трикотажа. В платьях сценических преобладает темный гипюр без чехлов, просто одетый на белье того же цвета.

Парад открытия фестиваля по центральной улице Авиньона наоборот был вызывающе пестрым и по идеям тоже. Водителем белого лимузина с Жаклин и Джоном Кеннеди, была Мерлин Монро. Юлий Цезарь посыпал лавровым листом зрителей из ковша автогрейдера, огромное дерево множеством рук-ветвей разбрасывало в толпу яркие цветы. Мне неудобно было отказываться от программок спектаклей, которые достаточно настойчиво дарили их участники. На финал парада флаеров собралось у меня не меньше килограмма.

В этом году в off-программе приняло участие рекордное количество спектаклей — 129. Независимый фестиваль полностью перешел на коммерческую основу, и проводят его с десяток умелых агентств. На множестве театральных площадок с 10 утра до 10 вечера играют 5—7 спектаклей, стоимость билета от десяти до сорока евро, за зал вместимостью до 100 мест нужно оплатить почасовую аренду не менее 200 евро. Поэтому в 2 часа помещается установка и демонтаж декораций, и сам спектакль.

Кабаре «Бренду помолимся» представляет собой саркастическую службу в храме современных брендов. На проповеднике вместо креста на мощной цепи большое евро, палец украшает кольцо с символом доллара. Кадилом служат три прикуренные сигареты, облаткой чипсы, на единственном элементе одежды — плавках, надкусанное яблоко, которое очень напоминает эмблему известного производителя компьютерной техники. В программках панегирики в честь новых благ цивилизации, которые с самоиронией молитвенно поют зрители — потребители.

В категории коротких пьес Corvidae из основной программы рассказывается о мужчине и женщине — вампирах, которым подыгрывают две черные вороны. Их карканье каждый раз обыгрывается актерами так естественно, что становится понятно — люди и вороны просто разные воплощения одних и тех же существ. Просто у кого-то есть маска человечности, а другие — стервятники, которым и скрываться незачем. В пьесе Takusutra мужчина с явно слишком молодой для него партнершей демонстрируют подряд двенадцать поз полового акта. Первый раз легко и радостно, второй упорно, третий с отдышкой. Четвертый комплекс ставит под угрозу жизнь пожилого кавалера, что вызывает недовольство молодой нимфы. Французы говорят: «Если женщина тебя обидела, извинись перед ней!». Любовь не прощает единой позы — эгоизма. Признание неповторимости объекта любви единственная и абсолютная привилегия любящего человека.

В этом году главным режиссером фестиваля был выбран бельгиец Иво ван Хове. Обычно главная фестивальная продукция играется во дворе Папского дворца, где собирается две тысячи зрителей. Пять лет назад спектакль был создан из свидетельств зрителей о выдающихся художественных событиях, о незабываемых звездах театра (Жан Вилар, Пина Бауш, Ариана Мнушкина...), использовались видеоматериалы, игрались отрывки из спектаклей. Это было очень трогательно и торжественно. Поставленный специально для фестиваля спектакль «Проклятый» по адоптированному для него сценарию фильма Л. Висконти «Гибель богов», рассказывает о зарождении нацизма. Ассоциации с президентской компанией Д. Трампа, терроризмом по идеологическим установкам, ксенофобией нынешнего британского политического истеблишмента насыщают острым волнением, даже страхом точного подобия пережитых человечеством трагедий с теми процессами, которые берут верх сегодня.

В финале спектакля главный герой, покрыв свое голое тело собранным пеплом своих жертв, стреляет из пулемета по публике. Звук выстрелов заставляет дрожать металлические конструкции амфитеатра и пронизывает ощущением реальной угрозы каждого зрителя.

И это не один спектакль основной программы фестиваля, с которого люди расходятся с горькой слезой душевного плача за греховность творения Божьего.

Но город продолжает фестивалить, петь, танцевать, шуметь — будто утверждая победу человечности в вечном театре жизни.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать