Дарящая сказку
В Киевском академическом театре кукол 45-й сезон работает заслуженная артистка Украины Людмила Ясиновская
Знаковыми в творчестве актрисы стали роли: Миронии («За двумя зайцами»), Нинетты («Декамерон»), Матери («По щучьему велению»), Ниф-Нифа («Три поросенка»), а самые молодые телезрители знакомы с Ларчиком, которую Людмила Михайловна играет в детской телепрограмме «Маріччин кінозал».
— Все девочки любят в куклы играть, а потом вырастают, выбирают разные профессии. Когда вы решили стать кукольщицей?
— Мечта появилась еще в школе, когда училась в четвертом классе, пришла в кружок, который вели прекрасные педагоги — Евгений Ливанов и его жена Нина Новожилова. Этот кукольный кружок потом стал Детским театром кукол им. Сергея Образцова. Потом училась в Киевском театральном институте им. И. Карпенко-Карого (сейчас Национальный университет театра, кино и телевидения) на курсе актеров театра кукол. Возглавлял его известный артист Александр Соломарский, который, кстати, является основателем нашего Кукольного театра в 1927 году. Вторым моим педагогом был Михаил Рудин. Когда закончила вуз, пришла работать в наш Киевский (тогда еще республиканский) театр кукол, сейчас — академический.
Сейчас играю в спектакле для малышей — «Три поросенка» Ниф-Нифа, который по характеру — заводила, а также в спектаклях для взрослых, например, «Любовь, любовь». Хотя в репертуаре немного постановок для взрослых: «За двумя зайцами», «Божественная комедия» и «Любовь, любовь». Считаю, что нужно активно реализовать актерский состав, и зритель приходил бы не только днем, но и вечером.
Сейчас, когда оглядываюсь назад, кажется, что самым ярким был период 1970-х, когда наш театр возглавил тогда еще молодой режиссер, а сейчас народный артист Юрий Сикало. Это был переломный этап в работе Кукольного театра. В труппе работали впреимущественно актеры 40—50 лет. А тут пришла молодежь до 30 лет. Мы по-другому видели театр. Часто ездили на фестивали по стране и за рубежом. В репертуаре появились интересные постановки, коллектив экспериментировал. В спектакле «Клоп» по Маяковскому — мы текст не переделывали, но был такой персонаж «Создатель» — Бог, который создавал мир. Он очень любил награды, как и бывший генсек Л. Брежнев: снимал звезды с неба и цеплял себе на грудь. Зрители, когда смотрели, очень смеялись, хотя тогдашним цензорам такой «ход» не понравился.
Много было разных спектаклей, и главное, что мы являемся одним из первых театров, куда приходят малыши, которые очень бурно реагирует на увиденное. Играть для детей очень интересно.
Знаете, были разные периоды в нашем театре. Недавно случилась беда, умер Николай Петренко, который возглавлял Кукольный театр тридцать лет. Коллектив очень благодарен ему, что сохранил наш коллектив, не отдал театр в частные руки, что вместе мы сумели выстоять в тяжелых 1990-х.
— В каком спектакле вы дебютировали на сцене?
— По амплуа я — лирическая актриса, но мне всегда нравились характерные роли. Моя первая роль Колобка в спектакле «Наш веселый Колобок» Григория Усача. Этот спектакль выбрали на фестиваль в Польшу в 1972-м. Сейчас его тоже у нас ставят, но он уже совсем другой.
— Есть разные техники игры с куклами. Какая вам ближе?
— Лучшими для меня являются тростевые куклы, у которых работают рот и глаза, а ручки — на тростях. Есть «петрушки», марионетки, но я их не очень люблю. Полумарионетками играли «Кот в сапогах», где я была принцессой. Когда мы начинали семь лет назад, я играла Петютю — девочку, лет семи-восьми...
— А играть не в кукольном, а, например, в драматическом театре хотели?
— Актер театра кукол должен не только профессионально владеть куклой, но и петь, танцевать, работать в живом плане, например, ведущим. Редко, но и мы играли в живом плане, например, в спектакле «Маугли». Мы работали без кукол в масках. Наверное, я понимала, что я — не героиня драматического театра. В театре кукол мы можем работать с разными характерами: мальчиками, девочками, зверюшками. Была у меня и роль без слов — Каштанка в одноименном спектакле. Она на сцене с первой по последнюю минуту, но единственная ее реплика — тихое подвывание в зависимости от эмоции. Смешно было, когда приходил режиссер и говорил: «Людмила Михайловна, вы текст выучили»?
Много спектаклей было и для взрослых, и для детей, разные роли были, и главные, и неглавные. Сейчас, подводя итоги, я понимаю, что пора давать дорогу молодежи — талантливой, умной, современной, которая приходит нам на смену.
Выпуск газеты №:
№145, (2016)Section
Культура