Сионизм против большевизма: украинское измерение

Сразу после захвата большевиками власти «белая» пресса начала утверждать, что революция в России была делом евреев. И не только октябрьский переворот, но и свержение царя — это их дело, настаивали самые радикальные публицисты. Потом эти тезисы подхватили влиятельные белоэмигрантские круги; их продуцируют и черносотенцы в современной РФ. Не обошли такие настроения и Украину: и в 1930-х они были ощутимы, и позже — вплоть до наших дней, когда некоторые публицисты, считающие себя большими украинскими патриотами, утверждают: в 1918—1938 годах советская Украина была так называемым «жидовским государством», где хозяйничали «сионисты», «иудонацисты» и разного сорта «еврейские прислужники».
В подтверждение этого тезиса приводятся десятки очевидно еврейских фамилий чекистов высокого ранга или компартийных функционеров (а их там и в самом деле хватает — к середине 1930-х, скажем, около 80% областных управлений НКВД и других руководящих структур этой «конторы» возглавляли чекисты еврейского происхождения; правда, ими руководил Всеволод Балицкий — персонаж, которого, учитывая экстерьер и деловые качества, охотно взяли бы и в СС, и в гестапо.). И как бы не обвиняли публикаторов этих фамилий в «антисемитизме» некоторые особо усердные лица из другого лагеря, — факты остаются фактами.
Но как тогда быть с тем, что сразу после октябрьского переворота наркомат военных дел России возглавляла троица в составе Дыбенко, Крыленко и Антонова-Овсиенко, а через месяц во главе стал украинец Подвойский (а другой украинец — Петровский — в те же времена создавал ЧК и руководил наркоматом внутренних дел РФ)?
С другой стороны, если разделить точку зрения убежденных патриотов, то получается, что всплеск украинской культуры в 1920-х и тогдашние достижения в формировании современной украинской нации — это все сионистские штучки (кстати, некоторые российские черносотенцы именно это и утверждают...).
И еще один интересный факт: Лев Мехлис, одессит от рождения, который несколько лет проработал на просторах советской Украины, в 1919-м в анкете написал, что родной его язык — русский, однако он может разговаривать и на «еврейском» (то есть идиш), и на украинском. В 1926-м (переехав в Москву и работая в секретариате Сталина) Мехлис, согласно анкете, совсем забыл все языки, кроме русского...
Поэтому реальные процессы были значительно сложнее, чем это кажется то ли нынешним российским черносотенцам, то ли украинским суперпатриотам. И одной из составляющих этих процессов было мощное сопротивление, которое оказывали большевикам настоящие, а не мнимые сионисты.
Но обо всем по-порядку.
На выборах во всероссийское Учредительное собрание осенью 1917 года абсолютное большинство избирателей-евреев на территории УНР (и за ее пределами) проголосовали не за большевиков. Возьмем для примера Житомир. Список №1 — меньшевики и Бунд — 6,9% избирателей. Список №2 — Еврейский национальный избирательный комитет — 9%. Список №3 — Еврейская народная партия — 1%. Список №8 — еврейские общественные деятели — 9,5%. Список №9 — Поалей-Цион — 0,5%. Список №10 — Объединена еврейская социалистическая рабочая партия — 2,6%. Суммарно — 29,5%. Известно, что еврейское население тогда составляло в Житомире приблизительно треть. Поэтому небольшой остаток избирателей-евреев могли разделиться между другими списками: эсерами (набрали в Житомире 4,9%) и большевиками (10,3%). Но так или иначе, за большевиков проголосовало незначительное, по сравнению с общим, количество избирателей-евреев. А теперь Одесса. Список №6 — Поалей-Цион — 0,6%; список №7 — меньшевики и Бунд — 4,6%; список №10 — еврейский блок — 31%. Большевики — 28,6%. При этом этнических евреев в Одессе было чуть больше трети всего населения. Следовательно, за большевиков проголосовало не более 1—2% от всех одесских евреев, или еще меньше (потому что часть русифицированной еврейской интеллигенции голосовала за российских эсеров и кадетов). И так по всей Украине.
Поэтому большевизм в Украине стоял не на еврейских плечах. Если говорить о симпатиках большевизма и о движущих силах революции, их, похоже, нужно искать в других местах. Скажем, за список большевиков в Киевском гарнизоне проголосовало 37% личного состава; в Одесском — 44,9%. Черноморский флотский избирательный округ дал большевикам 20,5%. Или, скажем, в самой России в городе Пскове (где евреи практически не жили) за список большевиков проголосовали 38,7% избирателей, а по губернии — 33,7%. В Москве большевики получили 50,1%, в губернии — 55,8%. А в городе Иваново-Вознесенск список большевиков на выборах поддержали 64,3% избирателей. Было ли среди тамошних ткачей и ткачих хотя бы одно лицо еврейского происхождения — история умалчивает.
Следовательно, симпатии абсолютного большинства евреев-избирателей были на стороне тех политических сил, которые участия в Октябрьском перевороте не принимали, более того — относились к нему враждебно. С другой стороны, большевики имели беспрекословную поддержку в «коренных», «исконных» российских губерниях, а также среди солдатских и матросских масс и в определенной степени в среде «обруселых инородцев» (термин В.Ульянова-Ленина). Не случайно: под видом интернационализма большевики с самого начала возобновляли Российскую империю.
К этому следует добавить, что мужество стрелять в упор в Ленина за измену делу свободы летом 1918 года без всякого шанса убежать после этого имела только эсерка Фанни Каплан, родом из Украины.
Иными словами, с «еврейской революцией» как-то не выходит. Наоборот: среди еврейского общества Украины, как читатель уже видел, существовало немало разных партий: левых, сионистских, консервативных, традиционных, которые были в основном закрыты большевиками, разогнаны, наиболее активные их члены арестовывались и преследовались. До середины 1920-х годов просуществовала только Еврейская компартия (до этого же времени параллельно с КП(б)У существовала и Украинская компартия).
А вместе с тем в 1920-х в УССР действовала мощная и разветвленная система еврейского подполья, особенно молодежного сионистского подполья, которое оказывало всяческое сопротивление советизации, сохраняя традиции, религию, язык. Преимущественно это были прикрытые масками «пролетарских спортклубов» сионистские молодежные спортивно-военные структуры, которые готовили евреев для будущей борьбы за свое собственное государство. Ведь основная идея сионизма в те времена заключалась в том, чтобы евреям собраться со всего мира и образовать на «Земле обетованной», откуда они две тысячи лет назад были изгнаны, независимое еврейское государство, Мединат Израэль. Как утверждают историки, которые изучали эти сюжеты, не было ни одного города и городка в Украине, где бы не существовало какое-то звено сионистских подпольных организаций, против них активно боролись советские спецслужбы.
Согласно данным Всеукраинской переписи 1926 года, на территории советской Украины проживало 1 574 391 евреев (запомним эту цифру), что составляло 5,4% общего количества населения республики. При этом даже в разгар большевистской политики «коренизации» продолжалось активное наступление на так называемый «еврейский клерикализм» — преследование раввинов, превращения синагог в клубы, мастерские, склады, бесконечные антирелигиозные кампании наподобие показательных «судов» над Торой, создание «красных обществ» во главе с «красными раввинами», уничтожение священных книг, документов на иврите и тому подобное. К середине 1920-х власть запретила деятельность созданной во времена Центральной Рады «Культур-Лиги» — самой выдающейся ячейки идишистской культурно-образовательной работы в Украине. При этом сначала был установлен контроль за кооперативным издательством, которое выпускало основную массу еврейских учебных пособий, технической, художественной литературы, а позже выпуск книг на идиш был передан государству. Номинально книжек и журналов на этом языке издавались немало, но реально речь шла в основном о политизированной макулатуре.
В ходе так называемой антирелигиозной пятилетки, которая началась в 1932 году, большинство синагог в УССР прекратили свою деятельность, значительная часть раввинов и других служителей культа подверглись репрессиям. А дальше был Голодомор... Этот геноцид не обошел и евреев — обитателей переселенческих колоний, приместечковых колхозов и многих городков, продовольственное снабжение которых по карточной системе было условным. Стремясь спастись от голодной смерти, люди убегали в большие города, однако и там их догоняла неумолимая судьба. Только на улицах Киева в течение января-февраля 1933-го было подобрано 918 умерших от голода евреев, за десять суток марта — 249. Рабочие-евреи одного из предприятий Бердичева в один из мартовских дней 1933 года, как засвидетельствовали неусыпные чекисты, с грустью констатировали: «На русском кладбище лежат более 100 покойников, умерших от голода, а на еврейском — 40, также умерших от голода...».
В целом, в межвоенный период в советской Украине по политическим мотивам было осуждено 264 тысячи евреев. Еще 87 тысяч евреев проходили по уголовным делам. Пострадали и родные «врагов народа»: 70 тысяч взрослых и 35 900 детей — членов семей осужденных — были высланы за пределы Украины. Немало еврейских детей, чьи родители были расстреляны или осуждены на длительные сроки, оказались разбросанными по детским домам.
Между тем на Галичине и Волыни, оккупированных Польшей, процессы развивались совсем иначе. Политизированная часть еврейской общественности разделилась. Одни пошли к коммунистам. Другие создали национальные партийные организации, которые кое-где сотрудничали с украинскими партиями. А когда в 1939—1940 годах к советской Украине были присоединены Галичина, Волынь, южная Бессарабия и Буковина, НКВД начал преследовать там польские, украинские и еврейские организации. Когда же летом 1941-го пришли немцы и начали открывать тюрьмы с уничтоженными там сотнями и тысячами людей, то возник миф, как будто это жертвы «жидобольшевизма». В действительности же до 10% убитых в этих тюрьмах были еврейские подпольщики из разнообразных сионистских организаций, арестованные, а затем и уничтоженные как опасные для большевиков политзаключенные в самом начале немецкого наступления.
Приблизительно пятая часть евреев УССР до нацистской оккупации так или иначе пострадала от большевиков или была репрессирована ими («уголовные» преступления — это нередко были «колоски» или опоздания на работу). А среди тех, кто проводил репрессии, тоже хватало евреев. Такая вот история...
Выпуск газеты №:
№205-206, (2016)Section
История и Я