«Мы в Литве по-прежнему видим вас героями»
Известный режиссер Линас Зайкаускас стал инициатором Украинского месяца в ПаневежисеВ рецензии «Потусторонняя сотня» наша газета уже рассказывала о спектакле «Саша, вынеси мусор» Наталии Ворожбит, поставленном Станиславом Моисеевым в Паневежиском театре им. Юозаса Мильтиниса. Его премьера состоялась в рамках Украинского месяца, организованного в Паневежисе худруком театра Линасом Зайкаускасом (см. «День», №213).
Этот известный режиссер ставил резонансные спектакли в Киеве («Наш городок» и «Вишневый сад» — в Театре на левом берегу Днепра, «Кавказский меловой круг» — в Национальном театре им. И. Франка). И вот теперь, влюбленный в Украину, Линас Зайкаускас приурочил к третьей годовщине Евромайдана целый фестиваль украинской культуры, в программу которого также входили выставки фотографий мятежного Майдана и карикатур, в том числе политических, привезенных из Полтавы. Сергей Лозница представил литовской публике свою картину «Майдан». Одним из самых интересных мероприятий форума стала дискуссия на тему «Майдан и духовные ценности западного мира». С этого и началась наша беседа с режиссером Линасом ЗАЙКАУСКАСОМ:
— Скептическое отношение ко многим нынешним западным ценностям существует не только у вас. Главные участники этой беседы, священники высокого ранга, тоже критически отзывались о тех или иных тенденциях современной жизни Запада. Мы пригласили для участия в этом мероприятии Паневежиского епископа-ординатора Линаса Водопьяноваса, представляющего Римо-католическую церковь и представителя украинской Греко-католической церкви архиепископа Иренея Билыка, прибывшего из Ватикана. Собственно, сама тема дискуссии была продиктована Евромайданом, цель которого заключалась не только в том, чтобы свергнуть существующую власть, но и сделать Украину частью Европы, утвердить в украинском обществе ее ценности, привлекательные, прежде всего, для молодежи. И не только экономические.
— Какие ценности, прежде всего, имелись в виду?
— Ну, например, та же свобода слова, которая для Запада уже давно стала естественной. Благодаря тому, что оба священнослужителя были критически настроены ко многому, что нынче происходит на Западе, и могли открыто выявлять свою позицию, я в шуточной форме сказал, что самая главная ценность западной жизни — самокритика. Она дает обществу возможность развиваться. Это факт: чем более общество демократичное, чем более оно открытое, тем меньше в нем боязни самокритики. Она немыслима в закрытых от внешних влияний тоталитарных странах, культивирующих ура-патриотизм. Не важно, что люди в таких странах живут ужасно, что они бедствуют, что они лишены свободы, права выражать свои убеждения, что им ежедневно промывают мозги, лишая возможности размышлять самостоятельно — все равно им нужно громко прославлять свое отечество. При этом в той же России, например, любят эту самокритику, свойственную западному миру, поворачивать против него же. У вас там бастуют, а у нас не бастуют! Значит у нас все хорошо, у вас все плохо! Но ведь это хорошо, что бастуют. Потому что таким образом выявляется проблема, которую общество и власть должны совместно решать. И прежде, чем ее решать, она попадает в поле общественной дискуссии. Но там, где патриотизм понимается как лояльность власти, как полное послушание государству, где забастовка, или даже критика расцениваются как предательство национальных интересов, реальные проблемы не обсуждаются и не решаются. Там полагаются на твердую руку диктатора, как это снова происходит в России. Собственно, тот ура-патриотизм, который теперь очень сильно культивируется, и стал главной причиной того, что я вернулся в Литву.Тем более, что нынешняя атмосфера путинской России оказалась совершенно неприемлемой для дочери. Я не хотел, чтобы ее сознание формировалось в условиях идеологического беснования. Теперь дочь, которой уже исполнилось семнадцать лет, учится в Люблине, в одном из лучших гуманитарных лицеев Польши.
«КАВКАЗСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ» ПО БРЕХТУ БЫЛА ОДНОЙ ИЗ САМЫХ РЕЗОНАНСНЫХ ПОСТАНОВОК Л. ЗАЙКАУСКАСА В КИЕВЕ / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА ИМ. И. ФРАНКО
— И как она себя там чувствует после жизни в России?
— Она очень рада, что переехала из России, где ей учиться было не интересно. А в люблинском лицее интересная программа, дочке там очень нравится. Ко всему же, она родилась и прожила первые шесть лет своей жизни в Польше, где я не только часто ставил спектакли, но и руководил Театром Повшехны.
— Вы многие годы жили как военный — постоянно странствовали с семьей по городам и весям. Для режиссера есть свои преимущества в такой кочевой жизни?
— Преимущество свободного художника в том, что ответственности у тебя никакой, кроме той, которой требует постановка спектакля. У тебя не болит голова за коллектив, в котором часто внутренние конфликты подменяют творчество. Ты не думаешь, как привлечь зрителя в зал, как решать финансовые проблемы... Вот теперь в Паневежисе, кроме многих других забот я добавил себе ещё одну- почти каждый месяц проводим что-то на подобии фестиваля. Закончились Дни Украины, скоро начнутся Дни Грузии. Теперь уже не поедешь так просто на поставку в Польшу или в Украину, как это было раньше.
Я влюблен в Киев. Кроме того, что город очень красивый зеленый, в нем прекрасная атмосфера. И с актерами двух киевских театров — им. И. Франко и драмы и комедии на Левом берегу Днепра мы сразу же нашли общий язык. Правда, возник конфликт с одной «звездой», но я не знал, кто там у вас звезда, а кто нет. Я всех подряд заставлял работать. Я с удовольствием не только ставил бы спектакли в вашей замечательной столице, но даже поселился бы в ней навсегда...
— Такое впечатление, что в Литве вы идеализируете Украину благодаря Евромайдану. В нашем обществе сегодня многие разочарованы, что медленно идут реформы в стране...
— У нас нет понимания того, что украинское общество разочаровано результатами Майдана. Мы по-прежнему видим вас героями. Хотя понимаем, что у вас существуют какие-то внутренние несогласия и конфликты. Мы видим украинцев в героическом ореоле... Мы ожидали, что и Украина и Грузия быстро и окончательно распрощаются с советским прошлым и станут полнокровной частью цивилизованного мира. Мы вас очень любим и поэтому, возможно, идеализируем, а еще верим, что с европейского пути никто ваши страны не свернет...
— Вы родились в Паневежисе, где гениальный Юозас Мильтинис создал прекрасный театр. Это он вас очаровал искусством сцены?
— Любовь к театру у меня появилась благодаря очень красивой учительнице, которая создала драмкружок. И туда записалось больше парней, чем девушек — хотя обычно бывает наоборот, — потому что она была безумно красива! И очень удивлялась, что в ее драмкружке столько ребят. Так что моя любовь к театру началась еще со школы и с любви к прекрасной женщине! И это более романтично, чем если бы я увлекся сценическим искусством благодаря спектаклям Мильтиниса. Хотя он, вне сомнения, великий режиссер, который сделал очень много для нашей культуры.
Выпуск газеты №:
№223, (2016)Section
Культура