Перейти к основному содержанию

Сигнальные... выстрелы

19 октября в столичном Молодом театре — 100-й спектакль «Дядя Ваня»
18 октября, 16:54
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ДЯДЯ ВАНЯ» / ФОТО ВИОЛЫ СОКОЛАН

В этом «Дяде Ване» есть какой-то секрет. Из тех постановок, которые осуществлены Станиславом Моисеевом в период его работы в Молодом театре, сохранились доныне не все, сошли со сцены спектакли, которые были, возможно, более острые, более яркие, более эстетически изысканные (например «Дон Жуан», «Гамлет» или «Гедда Габлер»). А «Дядя Ваня» — держится.

В чем здесь дело? Как вспоминал художник Андрей Александрович-Дочевский, спектакль делался в состоянии душевного покоя и внутренней гармонии. Действительно, было  такое впечатление, что двое художников-аристократов, Моисеев и Александрович-Дочевский, решили на досуге не спеша наведаться в родную провинцию, где когда-то, задолго до них, проживал Антон Павлович Чехов, и немного пожить там. Неслучайно, и вместе с тем неожиданно, на заднике возникал живописный украинский пейзаж. Поэтому в спектакле была тихая радость узнавания только что обретенной Родины.  Но был и страх ее потерять — тогда, когда Войницкий в отчаянии срывал нарисованный задник, и за ним открывалась жуткая пустота Космоса, где зажигались звезды, слишком далекие и недосягаемые.  Это теперь нам кажется, что мы уже нашли Родину, а следовательно, нам есть что терять. А тогда, весной 2004 года, когда спектакль появился на свет, все это еще казалось весьма туманным, если не бессмысленным и безвыходным: что нам терять, когда мы еще ничего не нашли?

То наивное время, которое сейчас можем назвать «довоенным», будто законсервировалось в этом тихом представлении, которое вдруг перерывалось дилетантскими  револьверными выстрелами.

Среди постановок Моисеева можно вспомнить, по крайней мере, две, где на сцене звучат выстрелы. Это  как раз «Дядя Ваня» и более поздний «Квітка Будяк» в Национальном театре им. И. Франко. Если взять календарь и сделать простое сопоставление, будет вырисовываться нечто интересное. В обоих случаях эти выстрелы были чем-то большим, чем театральным эффектом. Они будто сигнализировали о чем-то таком, о чем еще никто не догадывался, —  ни публика, ни артисты, ни даже сам постановщик. Но так и было: выстрелы в «Дяде Ване» прозвучали на премьере весной 2004 года, а осенью началась Оранжевая революция. Так и в спектакле «Квітка Будяк» — здесь выстрелы прозвучали на премьере летом 2013-го, и кому-то такая развязка казалась искусственной и неубедительной. Но через несколько месяцев слишком убедительная стрельба уже гремела на улицах недалеко от театра. Как говорят, в таких случаях музы молчат. Действительно, молчат    — потому что они высказались еще до того, как все началось.

В сотом спектакле «Дядя Ваня» будут играть актеры: Алексей Вертинский, Валерий Шептекита, Наталья Васько, Лилиана Ребрик, Анна Розстальная, Станислав Боклан, Игорь Портянко, Наталья Кленина и Борис Георгиевский.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать