Перейти к основному содержанию

Мохаммед и Роза

«Жизнь впереди» — последняя премьера Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра
30 ноября, 15:19
ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА

Режиссер Дмитрий Богомазов показал собственную инсценизацию романа Эмиля Ажара (Ромена Гари) «Жизнь впереди». На афише есть подзаглавие — «Роман о Розе, или Недетская история». Собственно, эта история здесь рассказана от имени арабского подростка-сироты Момо (Мохаммеда), которого вырастила старая еврейка Роза, бывшая парижская проститутка. Когда Роза стала немощной, Момо взялся ее по-своему спасать от старости и страхов прошлого...

Мальчика Момо играет молодая актриса Оксана Жданова, а  мадам Розу — известный  мастер сцены Лев Сомов. Очевидно, в театре нашлась бы актриса на роль Розы. Однако дело не в том, что ее «некому играть», а в том, что эту роль грех сводить к банальной правдоподобности. Потому что Роза не укладывается в понятие «женская роль». Это существо неизвестного пола, что-то такое достойное сожаления и страшноватое, что осталось от человека, пережившего Вторую мировую войну и Аушвиц...

В конце концов, речь идет о том, кто мы такие и что от нас остается, когда мы перестаем существовать. На это есть модное, но весьма абстрактное и нетеатральное определение — «самоидентификация». Так вот, в этом спектакле оно как раз очень сценическое, удивительно игровое — и благодаря упомянутой травестии, и из-за того, что весь спектакль пронизан переплетением разных «самоидентификаций», здесь китаец запросто носит еврейское имя, здесь звучат одновременно разные мелодии и языки — арабский, французский, украинский.

Кажется, Дмитрий Богомазов нашел для себя в этом романе очередную возможность взглянуть на мир заново. Ведь Момо — персонаж, который сызмальства вынужден иметь дело с очень серьезными взрослыми вещами, смысл которых затерт или слишком усложнен философами и публицистами. А в подростковом воображении Момо все это приобретает вид простого, почти примитивного — зато ясного, в первый раз увиденного. Вот, например, «мосье Гитлер» похож на вертепного черта и совсем не страшен. И наоборот, голая женщина — что-то ужасное, как кошмарный сон. Сами по себе эти картинки как будто наивны, но в их сочетании предстает та реальность, которую не уловишь простым взглядом.

При том, что Лев Сомов выходит на сцену старой бабой, а Оксана Жданова — мальчишкой, как-то не задумываешься о том, что они «играют роль». Такое впечатление, что мы открыли для себя этих замечательных артистов заново.  Лучше сказать, что они не играют, а «умеют быть». Впрочем, это касается всех, кто есть на сцене, включая живой оркестр — Михаила Кукуюка, Андрея Саминина, Александра Бегму, Тимура Бурлаку, Виктора Жданова, Владимира Канивца. Они таки действительно ничего не играют — кроме музыки. Возможно, благодаря ей спектакль остается в памяти похожим на аквариум, в которого сняли стеклянные стенки, но вода каким-то удивительным образом не растекается, а сохраняет свою трепетную живую форму в полумраке театрального зала.

Следующий показ спектакля состоится 7 декабря.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать