Перейти к основному содержанию

О желаниях и последствиях мечтаний

В «Принцессе на крыше» две мастерицы-кукольницы играют 20 ролей!
21 декабря, 15:37

Киевский муниципальный театр кукол на левом берегу Днепра представил спектакль для семейного просмотра. Впервые художники столицы обратились к произведению  «Королевская дочь плачет о Луне» известной английской писательницы Эленор Фарджон, лауреата премии Ганса Кристиана Андерсена (эту награду называют детской «Нобелевской премией», или «Оскаром в детской литературе»).

Спектакль «Принцесса на крыше», поставленный известным режиссером Михаилом Урицким (художник — Наталия Ягупова, перевод и инсценизация Ольги Байбак), будет интересен не только детям, но и взрослым, потому что он поднимает вопрос о... желаниях и последствиях  мечтаний.

Эту сказку можно назвать бенефисом двух мастериц-кукольниц, которые в этом году отмечают юбилеи. Актрисы Виктория Завгородняя и Оксана Горбатенко играют 20 ролей (!), мгновенно превращаясь в очень разных персонажей:  Няню и Кухарку,  Летучую Мышь и Бабочку, Принцессу и Короля, Генерала и Детектива, Ночь и День, Бродягу и Барабанщика, Младенца и Мать, моряков, солдат, луну и других героев...

— Сложность была в том, что для каждого из героев нам нужно было найти свою краску, чтобы подчеркнуть характер, — рассказала «Дню»  Виктория Завгородняя. — Мы с Оксаной играем не только женские, но и мужские роли, насекомых, птиц, ночь, день, а потому искали разную палитру не только в движениях, но и в голосе. Процесс рождения этого спектакля был очень интересным. Сейчас прошли первые показы, и мы еще продолжаем свои творческие поиски, варианты раскрытия образов.

— Да, я согласна со словами Виктории, потому что наша постановка только набирает обороты, — говорит Оксана Горбатенко. — Есть хорошая основа, а дальше уже от нас зависит, насколько многокрасочной получится сказка. Главное, что это произведение предоставляет нам возможность фантазировать на сцене. Режиссер использует разные стили, и, судя по реакции публики, наше действо нравится.

 —  В этом спектакле мы используем разную технику. Каждая кукла интересна, потому что ты вдыхаешь в нее жизнь, — продолжает В.Завгородняя. — Мы впервые работали с плоскими куклами, и сложность была в том, что их нельзя поворачивать боком. Мы не прятались за ширму, а задействовали всю сцену, используя и объемные куклы. Искали для каждого персонажа свою пластику и  тембр голоса...

Мой дебют на сцене состоялся в спектакле «Морозко» в постановке Сергея Ивановича Ефремова (основателя Киевского муниципального академического театра кукол, известного педагога, актера и режиссера. — Т.П.). Тогда я сыграла маленькую роль Лисички, а затем доросла и до главной героини. Ту сказку до сих пор помню. Та постановка очень нравилась зрителям.

—  А моим первым спектаклем стала сказка «Мама-курица», — вспоминает О.Горбатенко. — Знаете, первый выход на профессиональную сцену — это очень волнующий момент! Мы с Викторией пришли в театр одновременно и за эти годы сыграли более 50  разных  постановок.

Мастерицы умеют восторгать публику, хотя играть для детей непросто, но они знают секрет, как держать внимание зрителей. По словам актрис, именно кукольный театр становится первым, куда приводят детвору, и если спектакль понравится, то дети будут просить родителей, чтобы их привели еще и еще раз. 

— Дети — очень честный зритель, и тихо будут сидеть, если им скучно не будет, — считает О.Горбатенко. — Потому у кукольников важная миссия  не только привлечь внимание к действу на сцене, но и «приворожить» публику к театральному искусству. Наши актеры иногда выступают и психологами, а каждый спектакль — это своеобразный экзамен на мастерство. Хотя публика в зале бывает разной, и от актеров зависит, чтобы ребенок полюбил театр. 

МИХАИЛ УРИЦКИЙ

— Мы искали материал для бенефиса двух ведущих актрис, которые уже три десятилетия работают в  нашем театре...  — говорит режиссер Михаил УРИЦКИЙ, который тоже юбиляр (он на днях отметил 10-летие работы в Киевском муниципальном академическом театре кукол — Т. П.).  — Виктория Завгородняя и Оксана Горбатенко в творческом активе имеют немало хороших ролей, но я хотел найти такое произведение, чтобы максимально раскрыть  талант актрис.  В основе спектакля «Принцесса на крыше» лежит сказка «Королевская дочь плачет о Луне» известной писательницы Эленор Фарджон. Это очень английская сказка, но с серьезным посылом о том, что дети должны быть тоже ответственны за свои действия и за свои мечты. Вообще в этом произведении прослеживается идиома «плакать по  луне» — как желание чего-то неисполнимого. В оригинале сказка называется «The royal daughter cries after а Moon» («Королевская дочь плачет о Луне»). Поэтому в спектакле показывается, какой хаос может начаться в стране, если все чиновники будут выполнять прихоти детей сильных мира сего, или мажоров, как мы называем их сегодня... 

Изначально было задумано, чтобы актерский дуэт работал в разных кукольных техниках. Я предложил спектакль сделать в эстетике комикса, и потому часть героев (плоских кукол) двигается вперед-назад, вверх-вниз... Эта сказка дала возможность максимально раскрыть огромный талант наших мастериц как самобытных актрис и кукольниц, которые работают в разных сценических техниках.

Традиционно дети приходят в наш театр с родителями, дедушками, бабушками или учителями, и я считаю, что спектакль должен увлечь детей, а также — чтобы и взрослым было интересно. Будущие театралы — это трехлетние зрители, но свою главную задачу я вижу в том, чтобы поход в театр объединял семьи. Есть у меня мечта — сделать беби-спектакль для карапузов до года, которые только открывают мир вокруг себя...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать