В чем истина?
На Камерной сцене Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра представили премьеру — «Ложь» по Владимиру ВинниченкоОдноименную пьесу украинского классика поставила Анна Козирицкая, сценография — Анны Соболевой. Интересная вещь: где-то под финал спектакля вдруг ловишь себя на том, что забыл, как он называется. Конечно, сразу же вспоминаешь, но это «забывание» — симптоматично, потому что слово «ложь» кажется совершенно неуместным относительно того, что ты видишь. Здесь бы больше подошло слово «самообман». Дело в том, что Наталья Павловна, какой ее играет Екатерина Савенкова, никого не обманывает, она действительно любит одновременно троих мужчин, и каждого по-разному. Ее любовь — это талант, а не банальный грех. И Наталья почти до конца верит, что справится с этой любовью. Однако — не справилась, и именно из-за этого стреляет в себя. Ведь зачем жить, если любовь не вмещается в жизнь?
В спектакле нет того надлома или ущербности, которые в пьесе якобы лежат на поверхности. Здесь все одеты в белое. Здесь царит эстетизм — как стиль существования. Хоть поэт среди персонажей всего лишь один — Тось (Андрей Соболев), а двое других избранников Натальи, Иван Стратонович (Сергей Кияшко) и Андрей Карпович (Константин Костишин) — инженеры, однако радостный артистизм свойствен всем в этой компании. Вплоть до немой Доси (Анастасия Логвин) и блаженной Сани (Лилия Яценко). Трогательно-артистичны даже служанка Пульхера (Галина Корнеева) и старый Карп Федорович (Владимир Мовчан). Их объединяет по крайней мере то, что они все любят петь.
Вообще, от спектакля такое впечатление, что для режиссера, художника и артистов на какое-то время во всем свете не стало ни одной пьесы, кроме этой, и они обжили ее с той любовью и старательностью, с которой обживают единственный собственный дом. Пространство этого дома — насквозь музыкальное. Вспомнить хотя бы то, что Наталья прячет свой револьвер в недрах пианино, а на том же пианино она иногда играет пальцами босых ног. В этом нет и следа варварства или нарочитости — только свобода проявления любви и осознания того, что все в мире — музыка.
Кстати, в афише Киевского левобережного театра за его историю это уже второе появление «Лжи». Впервые это произведение поставил Александр Балабан в 1992 году, главную роль блестяще сыграла молодая Оксана Архангельская. Из тех, кто был занят в том спектакле, в новой версии работает только Константин Костишин. Тогда он играл юного поэта Тося, теперь — инженера Андрея Карповича...
Следующий показ спектакля состоится 16 февраля.
Выпуск газеты №:
№13-14, (2019)Section
Культура