Перейти к основному содержанию

Свобода быть собой

В Киеве прошел вечер памяти Вацлава Гавела
04 апреля, 12:07
СПЕКТАКЛЬ «АУДИЕНЦИЯ» ТЕАТРА «СУЗІР’Я» (РЕЖИССЕР — А. КУЖЕЛЬНЫЙ) — ЭТО БЫЛО СОВЕРШЕННО НЕОЖИДАННОЕ ПРОЧТЕНИЕ ПЬЕСЫ ВАЦЛАВА ГАВЕЛА. НА ФОТО АКТЕРЫ: НИКОЛАЙ БАБЕНКО И СЕРГЕЙ ДЖИГУРДА / Фото из архива «Сузір’я»

В Киевской академической мастерской театрального искусства «Сузір’я» мне посчастливилось поставить «Венгерскую Медею» А. Генца, «Излучение отцовства» К. Войтылы, «Аудиенцию» В. Гавела. Казалось, что простого упоминания о том, что в Украине идут пьесы политиков мирового уровня, достаточно, чтобы привлечь и приободрить высоким примером. Наши авторы, в отличии от многих своих украинских коллег, ринувших в политику, забыв свои заслуги за верность общей подлости, кукиши по карманам не рассовывали.

Возможно, это обстоятельство и подвигло нас искать симметричные образы в нашей истории. Этот путь привел к абсолютно неожиданному решению пьесы «Аудиенция» по сравнению с другими ее прочтениями, что, собственно, и послужило поводом для личного желания автора во время своего официального визита в Украину уже в качестве президента Чехии посмотреть нашу постановку.

После читки пьесы, еще до застольных репетиций, в посольстве Чехословакии нам пообещали всяческую поддержку в постановке (кроме финансовой) и показали видеозапись пражской премьеры. Герои пьесы — директор пивзавода и сосланный к нему на работу грузчиком малонадежный литератор — на протяжении всего решающего их судьбы разговора пили пиво — настоящее. Директор, которому КГБ приказал писать доносы на подопечного диссидента, просит его это делать лично, ведь к своему ужасу ничего угрожающего приближению коммунистического рая за ним не наблюдает. «Пожалуйста, пиши на себя сам. Представляешь, ты будешь знать о себе раньше то, что они узнают из твоих доносов потом!»

К финалу спектакля актеры все же поддаются обаянию чешского пива, а подзабыв текст, легко сообщают об этом зрителям, включают их в игру сочинения аргументов за и против сотрудничества с тайными службами.

Нам надо было идти своим путем. Хотя бы потому, что в 1992 году у нас даже пива не было в магазинах. Вспоминаю, как все полки были уставлены уксусом. Словом, я попросил в посольстве пять ящиков с пустыми бутылками от пива и к чести дипломатов получил их с настоящим чешским «Старопраменом», который наши репетиции с Николаем Бабенко и Сергеем Джигурдой занятно активизировали. Сережа даже запел, и из ссыльного писателя получился бард а-ля Высоцкий с довольно резкими и вполне увлекающими зал песнями.

Ну а в центре, вместо пива, мы поставили пивную бочку. Неглубоко внутри нее запрятали тазик с водой, куда вставили аквариумный аэратор. Добавив в воду за пять минут до начала спектакля шампунь, мы имели на сцене восхитительную шапку переливающейся в свете софитов сочной пены. Герои зачерпывали ее кружками, аппетитно сдували, делали из нее носы, погоны, колпаки... Так пена стала предметом-символом спектакля, образом бога, слепленного из коммунистических стразов, воплощением веселого гнева.

После просмотра спектакля президент Украины Леонид Кучма и президент Чехии Вацлав Гавел выпили с нами чешского пива. Ясное дело, мы не спрашивали, насколько понравился наш спектакль, но перед тем, как пригубить бокал, драматург рассказал историю первых дней своего президентства. Очень быстро устав от постоянного присутствия охранников за спиной, президент пошел выпить пива в свой любимый ресторанчик. Он знал, что из зала, где он решил присесть, есть другой выход, а охраны нет. Так он оказался на свободе, пил пиво с друзьями, слушал и вещал слово явленное каждому поровну и запросто. А на следующий день ему объяснили, что президент принадлежит не себе, а народу.

На прошлой неделе в Киевской академической мастерской театрального искусства «Сузір’я» Посольство Чешской Республики в Украине и Чешский центр провели вечер памяти Вацлава Гавела. Чрезвычайный и Полномочный Посол Чешской Республики пан Иван Почух во вступительном слове акцентировал на высоких человеческих качествах, политической мудрости и литературном таланте В. Гавела. Его личный фотограф и друг молодости Богдан Голомичек показал прекрасный фотофильм, актер Театра им. Леси Украинки Сергей Озиряный прочитал отрывки из пьесы «Вернисаж» и эссе «Сила бессильных». Текст из прошлого зазвучал предостерегающе:

«Посттоталитарная система своими требованиями прикасается к человеку почти на каждом шагу. Однако прикасается в идеологических рукавицах. Поэтому жизнь в ней насквозь проросла волокнами лицемерия и лжи: власть бюрократии называется властью народа, от имени рабочего класса произошло порабощение рабочего класса; унижение человека на каждом шагу выдается за его окончательное освобождение; регламентация информации называется ее общедоступностью; властные манипуляции — публичным контролем власти и властное своеволие — соблюдением правового порядка; давление на культуру — ее развитием; расширение имперского влияния подается как помощь угнетенным; несвобода слова — высшая форма свободы; запрет самостоятельно думать — как самая научная мировая мысль; оккупацию называют братской помощью. Власть попадает в плен собственной лжи, она просто вынуждена фальсифицировать. Фальсифицировать прошлое. Фальсифицировать действительность и фальсифицировать будущее. Делать вид, что никого не преследуют. Делать вид, что она ничего не боится».

Мысль победителя конкурса эссе «Свобода, демократия и европейский выбор. Уроки Вацлава Гавела» студента Александра Голубова стала мудрым итогом этого теплого вечера:

«Вацлав Гавел — это прежде всего поступок. Поступок, который выражается его же словами о том, что человек должен вести себя так, как он считает, должны вести себя все. Не ждать, пока эти «все» созреют к пониманию твоих действий и мыслей, а быть честным перед собой и окружающими и действовать, не только когда сложатся благоприятные обстоятельства. Если бы будущий чешский президент ждал, пока общество будет готово к его появлению, он никогда бы не стал президентом. Если бы чехи ждали, пока у них появится Гавел, у них никогда не было бы бархатной революции. Потому что сама революция стала возможной, когда гавелами стало большинство жителей тогдашней Чехословакии.

И может, мы, наконец, поймем, что собственного Гавела надо не ждать, им следует быть. Ведь быть Гавелом — это не возглавлять революции и государства, не владеть умами и душами своих земляков. Быть Гавелом — значит иметь мужество быть человеком, свободным быть собой».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать