Перейти к основному содержанию

Книга с картинками

В украинский прокат вышел полнометражный документальный фильм Владимира ЛУЦКОГО «Малевич»
06 марта, 11:15

Режиссер концентрирует внимание на украинском периоде жизни автора «Черного квадрата». Задача не из простых, ведь присутствие художника в нашем культурном ландшафте усилиями советского режима возведено почти до нуля. В фильме сделан акцент на поисках реального места рождения Казимира в Киеве, его юных годах в Украине и на периоде преподавания в Академии изобразительного искусства. Съемки также проходили в Польше и в США, в музее «Центр Гетти» (Лос-Анджелес), где сохраняются оригиналы единственного киносценария Малевича.

Малевич был не самым ли радикальным художником  своего времени, и во многом его супрематический метод до сих пор остается вызовом для консерваторов и моралистов от искусства. Поэтому вопрос такой: делать фильм в экспериментальной стилистике в соответствии с  духом творчества Малевича или придерживаться отработанного формата повествовательной кинобиографии? Владимир Луцкий выбрал второе. «Малевич» — это полностью традиционная документалистика: с наложенной и местами достаточно навязчивой музыкой, с закадровым комментарием, начитанным поставленным актерским голосом, с линейным развитием сюжета. Режиссер, правда, добавляет определенные элементы отстранения: например, показывает, как современные зрители смотрят фрагменты хроники времен Малевича, или как кто-то из них делится своими рассуждениями или историями; но в прямолинейной структуре фильма эти приемы выглядят необязательными: могли бы быть, а могли бы и не быть. Изображение в некоторых эпизодах (в том числе цветное) стилизовано под старую пленку — с царапинами и вертикальными блуждающими линиями — но выглядит это искусственно и, опять-таки, необязательно. Ближе к финалу Луцкий монтирует анимационную короткометражку, реконструированную  согласно сценарию Малевича, и неизвестно зачем налагает полностью современную, электронно-синтезаторную музыку — тем самым банализируя сделанное.

Есть вопросы и к фактографии. Например, показывают дом в Пархомовке, где Малевич бывал в детстве, вспоминают, что на втором этаже там сохранились полулюбительские фрески, приписываемые герою фильма, — но не показывают и не объясняют, почему не показывают. Вычисляют точный адрес дома в Киеве, где в действительности родился Казимир — на улице Жилянской, но номер дома забывают сообщить. Говорят о родстве живописи Малевича с музыкой — и хоть бы немного больше о футуристической опере «Победа над солнцем», в которой Казимир Северинович принимал решающее участие.

Но, собственно, самым ценным здесь все же есть информационное наполнение. Комментарии современных художников и научных работников о сути революции в искусстве, устроенной Малевичем, и о его невосприятии в нашей академической среде. Интервью из Ивонной МАЛЕВИЧ — прямой наследницей художника, которая живет в настоящее время в Варшаве. Собственно тексты, воспоминания и письма самого Малевича, начитанные под соответствующие архивные иллюстрации. Все это с качественной компьютерной графикой там, где необходимо. Не так образ, как слово.

Следовательно, кинематографическое качество «Малевича» невысокое, как фильм он, по сути, не существует, однако просветительскую функцию выполняет: такая себе книжка с картинками, перенесенная на большой экран и более чем приемлема для экрана телевизионного. А учитывая работу, проделанную авторами по сбору и систематизированию  информации, картина Владимира Луцкого является важной для преодоления безразличия, которое все еще во многом определяет отношение к Малевичу на его родине.

Прокат фильма сейчас проходит в столичных кинотеатрах «Жовтень», «Киев», в сети кинотеатров «Киевкинофильм» и в харьковском «8 1/2», с 14 марта фильм будут показывать в «Кинодворце Черновцы», с 21-го — в винницком кинотеатре «Родына».

СПРАВКА «Дня»

Казимир Северинович МАЛЕВИЧ (пол. Kazimierz Malewicz; 11 [23] февраля 1879, Киев — 15 мая 1935, Ленинград, РСФСР, СССР) — украинский художник-авангардист, выдающийся деятель украинского авангарда, основатель супрематизма, один из основателей кубофутуризма; педагог, теоретик искусства.

Родился 11 (23) февраля 1879 года в Киеве в украинско-польской католической семье Северина и Людвики Малевичей. Согласно последним исследованиям, местом рождения художника был дом его тети Марии ОРЖЕХОВСКОЙ на улице Жилянской, в настоящее время эта территория — между двумя жилыми домами: комплексом «Дипломат Холл» и зданием 1970—1980 лет. Отец был инженером сахарного производства, потому семья часто переезжала с одного городка в другой. До 17 лет жил на Подолье (Моивка), Харьковщине (Пархомовка, 1890—1894, Белополье), Черниговщине (Вовчок, Конотоп). Рисовать учился у Николая ПИМОНЕНКО в Киевской художественной школе (1895—1897).

В 1904 переехал в Москву. Совершенствовал мастерство в училище живописи, скульптуры и архитектуры (1904—1905) и в студии Ф. Рерберга (1905—1910). В картинах первого периода творчества пытался совместить принципы кубизма, футуризма и экспрессионизма. Принимал участие в выставках объединений художников «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912), на которых выставлял свои работы, написанные в стиле неопримитивизма и кубофутуристическом стиле. Стал одним из основателей абстрактного искусства. В 1915 году положил начало новому направлению — супрематизму. 7 декабря 1915 года впервые выставил полотно «Черный квадрат на белом фоне», которое стало иконой современного искусства. Издавал журнал Supremus (1916). В 1919—1922 гг. преподавал в художественной школе Витебска, а в 1923—1927 гг. — директор Института художественной культуры в Ленинграде.

В 1927-м переехал в Киев, где усилиями Николая СКРИПНИКА Малевичу были созданы нормальные условия для творчества. Публиковал статьи по художественной тематике в журнале «Новая генерация» (1928—1929) в Харькове. В 1927—1930 гг. преподавал в Киевском художественном институте, где в это время работали Федор КРИЧЕВСКИЙ, Михаил БОЙЧУК, Виктор ПАЛЬМОВ, Вадим МЕЛЛЕР, Александр БОГОМАЗОВ, Владимир ТАТЛИН, Василий КАСИЯН. Но начало репрессий в Украине заставило Малевича вернуться в Россию.

Осенью  1930 года на допросах чекистов в Ленинграде Казимир Малевич говорит, что его национальность — украинец. Его обвиняют в польском шпионаже. В тюрьме пробыл три месяца, в конечном итоге освобожден. Умер в Ленинграде, похоронен под Москвой. Место захоронения на сегодня потеряно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать