Элита и война-4: Франклин Рузвельт и его преемник
За что западный мир и Украина должны быть благодарны Гарри Трумену![](/sites/default/files/main/articles/04042019/1garri-trumen.jpg)
...12 апреля 1945 года. Четверг. До конца Второй мировой войны в Европе — считанные недели, и это чувствуется: нацистские бонзы готовятся к побегу, Берлин почти в осаде, Гитлер скрывается в бункере. Все чувствуют приближение судьбоносных исторических событий.
А в Вашингтоне — обычный будничный день, дождь +18 градусов по Цельсию. Президент Франклин Делано Рузвельт — в «краткосрочном отпуске» (так было объявлено) на юге США, в своей резиденции в Уорм-Спрингс (штат Джорджия). Вице-президент Гарри Трумен, фигура, по мнению многих аналитиков не такая уж и значительная, «малоперспективная» и временная, председательствует на очередном заседании Сената (по Конституции, это — часть его должностных обязанностей). В американской столице было 17-05.
В эту минуту Трумену позвонили из Белого Дома и попросили, оставив дела в Сенате, немедленно приехать. Свидетели рассказывали, что лицо вице-президента стало крайне мрачным, аж серым, и он вымолвил: «Ребята, это не обычный звонок. Там что-то случилось». Трумен мигом спустился в гараж Капитолия и, спеша, без охраны, только с водителем на предельной скорости направился к президентской резиденции. Из-за заторов он был там только через 15 минут (расстояние — минимальное). В 17-30 в частных апартаментах Президентов США Трумена встретила Элеонора Рузвельт, жена главы государства. Она положила свою руку на плечо вице-президента и мягко сказала: «Гарри, час назад президент умер от кровоизлияния в мозг. Вам нужно вступать на его должность». Очевидцы писали, что Трумен на мгновение потерял дар речи, а затем спросил: «Чем я могу Вам помочь?». На это вдова Президента ответила: «Нет, чем я, Гарри, могу помочь Вам? Ведь теперь все эти страшные проблемы легли на Ваши плечи!».
Через полтора часа Трумен, положив руку на Библию, в присутствии членов правительства, Председателя Верховного Суда Харлана Стоуна и своих родных, принес торжественную присягу Президента США: «Я торжественно клянусь честно исполнять обязанности Президента и делать все для сохранения, защиты и охраны Конституции Соединенных Штатов». Церемония длилась всего одну минуту. Президент тут же отдал свои первые распоряжения. Реакция в мире была бурной и очень разнообразной: Геббельс разбудил своего фюрера посреди ночи, известил о смерти Рузвельта и заявил, что «это событие является поворотным моментом в войне, что его давно предвещали звезды; генерал Омар Бредли, один из главных командующих армии США в Европе, сказал: «Трумен, как кажется, абсолютно неспособен занять кресло Рузвельта». Но все, кто общался с новым, 33-м Президентом США (его даты жизни: 08.05.1884 — 16.12.1972), отмечали удивительную скорость и уверенность, с которыми он приступил к выполнению своих обязанностей. Его 92-летняя мать, когда Гарри по телефону известил ее об изменении своего статуса, ответила: «Старайся, обязательно выслушивай всех, но играй только по своим правилам!». В этот вечер Трумен записал в дневнике: «Я не знаю, как страна отреагирует на смерть человека, которого все практически боготворили. Я волнуюсь относительно реакции в вооруженных силах. Я не знаю, как эта смерть отразится на военных действиях, контроле за ценами, на военной промышленности. Я знаю, что президент имел много встреч с Черчиллем и Сталиным. Я не был знаком с этими вещами и должен обдумать очень многое, но точно знаю одно: все решения я буду принимать сам. А теперь лучше будет поехать домой, хорошо отдохнуть и послушать музыку».
Эта статья, собственно, посвящена Президенту, который (далеко не сразу!) признан в США выдающимся государственным деятелем, который сумел остановить геополитическое наступление сталинского сверхгосударства — СССР, дать надлежащий политический и военный отпор Кремлю, создать блок НАТО (апрель 1949 г.), мобилизовать Запад на сопротивление планам советской экспансии, принять «план Маршалла» (госсекретарь в правительстве Трумена), что решающим образом способствовало возобновлению экономики стран Западной Европы. И — приказал в первый и в последний раз в мировой истории (по крайней мере, до сих пор) применить ядерное оружие против врага — Японии. Но, конечно, не за это украинцы должны быть благодарны 33-му Президенту США, а за то, что он жестко и серьезно очертил «красную линию», за которую даже Сталин не осмелился переступить. Остановка наступления кремлевского тирана была прологом к поражению созданной им системы. А США Трумен окончательно сделал сверхгосударством.
***
Кем же был Гарри С. Трумен (так он подписывался), из чего состояла его биография? Рассмотрим ее — ведь это дает ключи к пониманию многих поступков этого человека как политика. Бросается в глаза контраст между родословной, происхождением и воспитанием Рузвельта и Трумена. Первый — выходец из давней аристократической семьи, образование — элитный Гарвард, Колумбийский университет, лучшие учебные заведения Европы, потом — карьера юриста.
ПРЕЗИДЕНТ ГАРРИ ТРУМЕН В РАБОЧЕМ КАБИНЕТЕ. 1945 год
А герой нашего рассказа окончил только так называемую публичную школу у себя на родине, в маленьком городке Индепенденс (штат Миссури), на Среднем Западе. Только в возрасте 39 лет Трумен поступил в городской университет Канзаса, но бросил учебу, потому что не было средств уплатить за него.
В советских «курсах истории» — возможно, именно на этом основании — Трумен неизменно представлялся как человек примитивный, вообще малокультуреный, к тому же безумный, зоологический антикоммунист. В отношении первого — интересно, что в детстве Гарри ребята называли не иначе как «очкариком с девичьим ртом» (он избегал детских драк, зато «проглатывал» книги по истории, географии, десятки раз перечитал Библию). «Я был маминым сынком» — признавал Трумен на склоне лет. Однако неуком он никогда не был — отсутствие элитных дипломов компенсировалось самообразованием!
А что касается антикоммунизма, то Президент — это было в 1950 году — с полным основанием сказал своему госсекретарю Дину Ачесону: «Вот Сталин заявляет, что коммунисты, и, конечно, он сам «защищают интересы людей труда». А я точно знаю из сообщений разведчиков-исследователей его биографии, что он ни дня в своей жизни не работал физически. Ни дня! Он был «профессиональным революционером». А я 12 лет физически работал на отцовой ферме, выполнял все тяжелые сельскохозяйственные работы. Так кто из нас «трудится»?». Вообще, Трумен относился скорее к левоцентристскому спектру политикума США.
Будущий Президент прошел поистине суровую «школу жизни». Вот, очень кратко, ее главные вехи: работа в поле, чтобы помочь отцу, который, в конце концов, должен был продать ферму и переехать в Канзас-Сити, где Трумен-старший устроился ночным сторожем, а Гарри — приемщиком писем в местной газете, учетчиком на строительстве железной дороги (с зарплатой 35 долларов в месяц), потом — клерком в банке, где получил прекрасную репутацию благодаря своей честности. В 1906 году отец Гарри опять решил испытать силы в сельском хозяйстве, перебрался на ферму матери в штате Миссури и позвал сына на помощь. Трумен — младший освободился из банка, переехал на ферму и еще 8 лет разводил свиней, коров и выращивал кукурузу. Отец умер в 1914-м , Гарри продал ферму (почти без прибыли) и вернулся в Канзас-Сити. Какое-то время он пытался заняться нефтедобывающим бизнесом — неудачно. И все эти годы он упорно делал предложения — жениться — любимой девушке Элизабет Уоллес, с которой они вместе учились в «публичной школе». Она каждый раз отказывала.
В апреле 1917-го США вступили в Первую мировую войну на стороне Антанты. Трумен пошел добровольцем на европейский театр военных действий, хотя, из-за слабого зрения, а также как старший сын в семье фермера, был освобожден от призыва. Элизабет, узнав об этом, сказала, что дает согласие на брак. Гарри ответил: «Брак состоится, когда я вернусь с войны. Ты же не хочешь, чтобы твоим мужем стал раненый в бою инвалид?». Трумен честно отслужил полтора года (до конца войны), причем не отсиживался в штабах, а был капитаном артиллерийской батареи. Он писал о французах, на земле которых воевал: «Они нравятся мне, однако откуда у них такое пренебрежение к американцам? И еще: от них постоянно ждешь обмана...».
Вернувшись на родину в 1919-м, Гарри наконец женился на Элизабет. Но бизнес-дела его, как и раньше, были не блестящи: открыл вместе с другом по армии Эдди Джексоном магазин мужской одежды в Канзас-Сити, через год магазин пришлось ликвидировать (банк жестко требовал возвращения кредитов, а достаточных денег не было). Джексон объявил себя банкротом, что позволило избежать уплаты долгов. Трумен отказался так делать и взял на себя обязательство вернуть все деньги (ему пришлось делать это на протяжении 12 лет).
И здесь, в самый тяжелый момент жизни, на честного канзасца обратил внимание Том Пендергаст, хозяин демократической партийной машины Среднего Запада США, очень влиятельный человек в этих краях, «полумафиози-полугений», как о нем поговаривали знакомые. А Трумен, уже будучи экс-президентом, сказал однажды поразительную фразу: «Я знал Сталина, знал очень многих других сильных политиков. И могу сказать: никто из них не был настолько похож на Сталина и по характеру, и по поступками, как Том Пендергаст».
Когда значительно позже, в 1940 году, Пендергаст попал в тюрьму за «неуплату налогов», Трумен публично заявил: «Я и теперь поддерживаю Тома. Я не из тех, кто предает друзей, тем более того, кому я всем обязан». Относительно того, что своей карьерой 33-й президент был обязан Пендергасту — это действительно так. Именно «босс Среднего Запада» сделал его сначала судьей большого графства в штате Миссури, а в 1934 году в решающей степени профинансировал избрание своего выдвиженца сенатором США.
Переехав в Вашингтон, Гарри писал друзьям, которые является «одним из малоимущих сенаторов, и 4-х комнатная квартира в столице, минимальная по требованиям престижа, которую мы с женой арендуем, подтверждает это». В первые годы службы в Сенате Трумен был преданным сторонником «нового курса» Рузвельта. Впрочем, Президент не обращал на него особого внимания. В частности, сенатор отстаивал линию на отмежевание США от военных конфликтов в Азии и Европе (что тоже отвечало «новому курсу»). Известная его циничная фраза, сказанная 22 июня 1941 года, после известия о нападении Гитлера на СССР: «Если мы увидим, что побеждает Россия, мы должны помогать Германии, а если мы увидим, что побеждает Германия — мы должны помогать России, хотя я не хочу победы Гитлера ни при каких обстоятельствах».
Все изменилось после нападения Японии на Перл-Харбор в декабре 1941-го. США вступили во Вторую мировую войну. Бывший изоляционист сенатор Трумен стал активным сторонником войны с Японией и Германией до победного конца. Более того, Трумен возглавил комиссию Сената по расследованию законности военных заказов, разоблачил ряд позорных злоупотреблений, после чего стал известным в стране.
В 1944 году Рузвельт выдвинул свою кандидатуру на четвертый срок. Высший политический аппарат Демократической партии оказал давление на Президента, чтобы он не выдвигал опять на должность вице-президента США Генри Уоллеса как «слишком леволиберального политика». Рузвельт, состояние здоровья которого стремительно ухудшалось (о чем знал лишь узкий круг лиц), спросил у боссов своей партии, кого же они предлагают вместо него. Прозвучал ответ: «сенатора Трумена». Хотя многим была известная нелюбовь президента к Трумена, но Рузвельт согласился. 20 января 1945 года вместе с Рузвельтом принес присягу новый вице-президент США. Трумен после двух месяцев работы на новой должности въедливо сказал: «Быть вице-президентом — это значит с утра до вечера общаться с людьми, которые хотят посмотреть, как выглядит вице-президент, может ли он ходить и имеет ли он зубы. Готов поспорить: если выйти на улицу и спросить у 10 человек о фамилии вице-президента — 9 из них ответ не дадут».
Все изменилось 12 апреля 1945 года. Новому президенту предстояло принимать решение, определяющие для судьбы США и всего западного мира. Именно об этом — далее.
Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»
Выпуск газеты №:
№61, (2019)Section
История и Я