Вспоминаем патриарха режиссуры
В Киеве (на доме на ул. Большая Васильковская, 114) открыли мемориальную доску Владимиру Оглоблину (1915—2005 гг.)
Известный режиссер осуществил свыше двух сотен постановок. Ставил классиков и пьесы современных авторов. Среди популярных у публики были его спектакли: «Моя профессия — синьор из высшего света», «Дикий Ангел», «Васса Железнова», «Трибунал», «Благочестивая Марта», «Санитарный день» и другие. Работал в разных творческих коллективах, в частности, в Харьковском украинском драмтеатре, Николаевском русском драмтеатре, Крымском областном драматическом театре им. М. Горького, Киевском театре им. И. Франко и Молодом театре, в Центре Современного Искусства «ДАХ». Снимался для телевидения и в кино, в частности, в телефильме «Такие симпатичные волки». Художнику приходилось быть и художественным руководителем театров, и просто очередным режиссером, и постановщиком отдельных спектаклей в столичных и периферийных театрах.
Сценические работы В. Оглоблина не только активизировали мысли и чувства, но и имели еще одну особенность: те, кто играл в них, как правило, поднимались во весь рост своего таланта. Возможно, потому, что сам Владимир Николаевич начинал как актер, на протяжении жизни самым важным в театре считал драматурга и актеров (к последним относился с большой любовью и часто открывал в их одаренности то, о чем они сами и не догадывались).
Кстати, Владимир Николаевич писал замечательные стихотворения, оставил интересные воспоминания, где сознался, что режиссурой заниматься не собирался. И театром также, а хотел рисовать! «Поэтому художественный институт стал вполне логичным. Уже студенческие мои работы получали награды, на них обращали внимание. Хотя дальше я планировал поступать в агрономический институт, стать агроном, а еще писать стихотворения. В повести я рассказываю о том, как нас посылают на коллективизацию в села. Именно тогда я столкнулся с Голодомором, со всем ужасом действительности того времени на селе, — рассказал В.ОГЛОБЛИН в одном из интервью. — Огромная пачка писем домой того времени рассказала бы много. Если бы их издать, как отец мечтал, вдвое книжка была бы интереснее. В них такая страшная правда о коллективизации! Но правда с юмором, который меня никогда не покидал. Письма исчезли вместе с моим первым сборником стихотворений «Арестованное эхо». Думаю, понятно почему. Я и в партию не вступил, потому что видел, что говорится одно, а делается другое.
Я никогда не относился к себе как к поэту. Как будто и не я пишу. Получалось само собой. Они — как будто дневник жизни. Первая часть сборника «Стихи для себя» — время войны, на которую выпала моя молодость. Вторая часть — история нашего тяжелого бракосочетания с моей женой Еленой Федоровной. Тогда вся общественность была против нашей любви. И я, и Елена имели уже семьи. А, кроме того, Марьяна Крушельницкого, Гната Юру и меня переводили в Киев из Харькова, чтобы лишить руководства театром, а здесь еще и «аморальное поведение»! На одном из банкетов Петр Панч, обняв нас с Еленой при всех собравшихся, поднял тост «За любовь!» (супруги больше четырех десятилетий были вместе. — Т.П.)... Кстати, Елена Федоровна вела постоянно дневник, а я записывал в него стихотворения. Книжка имеет название «Из дневников разных лет», потому что именно из общего нашего дневника я выбрал стихотворения»...
За большой вклад в театральное искусство В.Н. Оглоблин был награжден премиями «Киевская пектораль» и имени Амвросия Бучмы. А в Центре современного искусства «ДАХ» он делился секретами профессии с молодежью. Его ученики творчески росли на репетициях и в спектаклях по произведениям М. Горького, А. Островского, Г. Квитки-Основьяненко. Последняя постановка мастера — «Свадьбы Кречинского» Сухово-Кобылина, о которой критика говорила «это насколько современное по точности социальных характеристик мышление режиссера, какие неординарные жизненные наблюдения и какая вдумчивая работа с актерами»). Как быстро летит время, и уже 14 лет нет с нами Владимира Николаевича, но память о нем живет!
Выпуск газеты №:
№72-73, (2019)Section
Культура