Перейти к основному содержанию

Жизнь бесценна-2

Путешественник Фритьоф Нансен — человек, спасший миллионы жертв голода
16 мая, 16:05
ФРИТЬОФ НАНСЕН. КОНЕЦ 1922 ГОДА. ВРЕМЯ САМООТВЕРЖЕННОЙ БОРЬБЫ С ГОЛОДОМ В УКРАИНЕ / ФОТО С САЙТА WIKIPEDIA.ORG

Окончание. Начало читайте «День» № 79-80, 2019 г.

Ужасный голод в Украине (прежде всего на Юге и Востоке) и в Поволжье, вызванный  карательной политикой большевистского режима, а также невиданной засухой, которая поразила эти регионы летом 1921 года, начал уже за 3—4 месяца приобретать ужасающие масштабы. Так, в декабре 1921 года голодало (по, очевидно, заниженным данным) 12% населения Украины, в январе 1922 года — уже 20%, а в мае того же года — то есть не менее 10 миллионов человек, среди них по меньшей мере 2 миллиона детей.

Нередко эти дети оставались беспризорными даже при живых родителях (вот почему Нансен и его команда уделяли отдельное внимание организации и открытию детских домов) — потому что матери, которые теряли надежду на спасение своих детей, стремились избавиться от них, бросая на произвол судьбы, отправляя на поиски хлеба или подбросив кому-нибудь. Как это ни ужасно, были зарегистрированы случаи людоедства. Об этом — жуткое стихотворение Павла Тычины «Застукали в двері прикладом...», где рассказывается, как мать «сварила» собственного ребенка. Если Большой Голодомор 1932—1933 годов превзошел первый послевоенный голод 1921—1923 гг. по числу жертв (хоть этот вопрос еще требует исследования) — то это не дает оснований забывать о том предыдущем, ужасающем голоде.

Имел ли Нансен достаточно информации о том, что происходит в Украине и в России? Исчерпывающе конкретной, возможно, и не имел, но и того, что знал, — было достаточно для того, чтобы понять: нужно действовать, причем действовать немедленно! Прежде чем рассказать о реальных действиях великого гуманиста (кроме всего прочего, он тогда занимал должность Верховного Комиссара Лиги Наций по вопросам беженцев, которых после завершения Первой мировой было по меньшей мере 5 миллионов человек, как в Европе, так и за ее пределами — Нансен добился признания западным сообществом особенных, международных паспортов, названных его именем, и это дало возможность таким людям относительно свободно пересекать границы) — мы сначала остановимся на общих, мировоззренческих принципах его поступков.

Вот его страстное выступление с трибуны Лиги Наций (этой недееспособной и бессильной предшественницы ООН) 30 сентября 1921 года: «Положение дел следующее: в Канаде сейчас такой хороший урожай, что она могла бы выделить зерна втрое больше, чем это необходимо для предотвращения страшного голода в России (употребляя термин «Россия», Нансен, несомненно, имел в виду и украинские территории. — И.С.). В США у фермеров гниет пшеница, и они не могут найти  покупателей для избытков своего зерна. В Аргентине накопилось такое количество кукурузы, что ее некуда девать, ею уже начинают топить паровозы. Во всех портах Европы и Америки зря простаивают целые флотилии судов. Мы не знаем, чем их загрузить. А   тем временем на Востоке, рядом с нами, голодают миллионы людей! Пусть Лига Наций поможет этим людям, и не стоит здесь быть лицемерами! Будем видеть факты такими, какими они являются в действительности. Правда ли, что сейчас правительства никак не могут выделить 5 миллионов фунтов? Они не могут совместно собрать эту сумму, а она, кстати, составляет лишь половину того, что стоит построение лишь одного боевого корабля. Неужели Европа может жить спокойно, ничего не делать для того, чтобы доставить сюда продукты, которые нужны для спасения людей по эту сторону океана? (Выступление было сделано в Женеве. — И.С.). Я не верю этому. Я убежден, что  народы Европы заставят свои правительства принять нужное решение».

Но, не ожидая, пока безотлагательное решение появится, Нансен начал действовать сам (как он всегда делал). Были организованы многочисленные отделения специальной «миссии Нансена», которая кормила, лечила голодающих, открывала приюты для беспризорных детей, хорошо оборудованные технические хозяйственные станции для крестьян. Нобелевскую премию мира 1922 года, которую Нансен получил за гуманистическую деятельность, за помощь жертвам голода и беженцам, он полностью потратил на благотворительность, в частности, на организацию двух образцовых сельскохозяйственных станций: в Украине (в Михайловке тогдашней Запорожской губернии) и в Росташах (Поволжье). Он сам лично прибыл в Советскую Россию (несмотря на обвинение в том, что работает на «подъем престижа» большевистского правительства), сам, лично проверял, куда и как тратятся зерно, лекарства, сельскохозяйственный инвентарь. Вскоре к этой работе подключились и созданные им «миссии Нансена», но начинал работу он сам.

Что им было тогда сделано для спасения украинцев? Предельно кратко расскажем. Этот всемирно известный человек не уставал подчеркивать, что работа, направленная на спасание людей, — это дело не политическое, а сугубо гуманитарное (за что его тогда жестко критиковали, в частности, указывая на то, что, возможно, слишком большое влияние на распределение собранной Нансеном помощи имели советские властные инстанции). Но фактом является то, что герой нашего рассказа смог скоординировать усилия огромного количества благотворительных организаций, европейских и «подсоветских» (еще не разгромленных) — разнообразных церквей, сообществ, комитетов помощи, студенческих союзов. В результате самоотверженного труда Нансена, его миссии, соратников и помощников на гуманитарные цели было тогда собрано более 250 тысяч золотых рублей.

«Миссия Нансена» организовала в Харькове — тогдашней столице УССР — «Украинской Социалистической Советской Республики «сеть детских домов под общим названием «Детский дом имени Нансена». При содействии норвежского гуманиста от голода было спасено шесть миллионов юных украинцев (за 1921—1923 года). Благодаря надлежащему уходу в этих детских садах дети, лишенные какого-либо жилища, буквально подобранные на улицах городов и сельских дорогах, были накормлены, вылечены от болезней, защищены. Команда миссионеров Нансена, кроме физической заботы, не забывала и о духовном воспитании — детям доставляли интересные книги, игрушки, учили ставить интересные представления, танцевать, учили пению, рисованию.

В декабре 1922 года Нансен лично прибыл в Харьков и увидел, как работает филиал возглавляемой им гуманитарной  организации, встретился с высшими правительственными чиновниками УССР, в частности, с Христианом Раковским. Дело в том, что еще в первой половине 1922 года миссия  Нансена распространила свою работу на территорию Советской Украины в соответствии с договором, подписанным с Раковским. По содержанию текст договора совпадал с аналогичными документами, заключенными между центральным и республиканскими  советскими правительствами, с одной стороны, и Американской администрацией помощи (АРА) во главе с Гербертом Гувером, о котором мы вспоминали в начале нашего рассказа. Однако Нансен, в отличие от руководителя АРА, согласился с предложением советской стороны: распределять средства и продукты через соответствующие советские комиссии помощи голодающим и отказался от создания собственного «контрольного аппарата» (за исключением очень скромного по численности персонала «миссий»). За это Нансен (кстати, как политик — человек правых взглядов, далекий от увлечения канонами западной парламентской демократии, и работа в Лиге Наций лишь укрепила эти убеждения) был обвиненен в «чрезмерной лояльности» к большевикам.

Он мог ответить на эти «атаки» реальными фактами. В 1922—1923 годах «миссия Нансена» доставила в УССР 315 тысяч пудов продовольствия (12,2 млн пайков), более 1 тысячи продовольственных вещественных тюков, 40 тонн медикаментов на сумму 140 тысяч долларов, 116 тонн рыбьего жира; продовольственную помощь миссии получили 90 200 человек. Особое внимание «миссия Нансена» уделяла учащейся молодежи, интеллигенции и беспризорным. Помощь студентам оказывала организация «Еуропиэн Стьюдент Релиф», а профессорам — организация  «Нансеновская помощь работникам интеллектуального труда». Представителем последней в Украине был доктор Ханс Ланнунинг. В продовольственные тюки «миссии Нансена» входило 7 килограммов муки, 4 банки сгущенки, по килограмму сала и сахара, 40 граммов чая. Отдельным направлением работы была производственная помощь селянам. Так, при личном содействии Нансена в Украину было доставлено 45 тракторов для организации тракторных отрядов. Сколько жизней он смог тогда спасти? Не все поддается точному количественному измерению (человек — слишком сложная субстанция), но имеем все основания утверждать: не одну сотню тысяч. Следует учесть, сколько людей не жило бы на свете, если бы не помощь Нансена.

***

Фритеф Нансен умер неожиданно (словно уснул) на крыльце своего имения в окресностях Осло 13 мая 1930 года в возрасте 68 лет. Такие личности принадлежат не только Норвегии, чьей национальной гордостью он был и остается, но и всему человечеству. Тур Хейердал сказал о нем: «Горячее сердце и высокий дух Нансена плавили и снег, и лед. Он верил, что все люди — коммунисты и антикоммунисты, цивилизованные и нецивилизованные, христиане и евреи, атеисты и верующие — должны работать ради общей цели: спасти мир от самой страшной беды —  мерзкого безумия войны!». Думается, что наш рассказ о выдающемся гуманисте сделает его ближе и более понятным для украинцев.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать