Пластичные... ремарки Брехта
В репертуаре столичного ТЮЗа на Липках появился удивительный спектакль — «Кураж»
Это, как сказано в программке, пластичная драма по ремаркам пьесы Бертольда Брехта «Матушка Кураж и ее дети». Сценография Тараса Ткаченко, композитор — Андрей Шусть. Автор либретто, хореограф и режиссер-постановщик — Алексей Скляренко. Он же на премьере вышел на сцену в одной из главных ролей — Повара.
Эта пьеса Брехта — хрестоматийно антивоенная, а следовательно, попадает в одну из главных болевых точек нашей действительности. Хотя здесь нет спекулятивной актуальности — ведь этот свой замысел Скляренко впервые обнародовал еще в 2013 году, то есть, до войны на востоке... Конечно, в версии Алексея Скляренко также есть антивоенная нота, но она звучит не в привычном для Брехта публицистическом ключе, а в ключе неожиданно лирическом. Это можно выразить очень оптимистично и просто: женщина сильнее войны.
Немалая заслуга в этом принадлежит актрисе, которая играет главную роль. Это Лариса Руснак из Национального театра им. И.Франко. Уникальная актриса! В ее матушке Кураж навеки осталось что-то от девушки-подростка, хоть она мать нескольких взрослых детей. Она вполне опытна и взрослая — и в то же время напоминает школьницу, которой не терпится познать жизнь во всей его полноте и выйти из тех приключений обязательно живой. «Кураж» — это, прежде всего, о ней, потому что это французское слово означает смелость, мужество, храбрость. Она похожа на упругий травяной стебелек, который каждый раз распрямляется, под гусеницами тяжелой бронетехники.
Здесь есть сугубо физическая убедительность, потому что два часа оттанцевать такую сложную пластичную партитуру — это огромный труд. Но есть и метафизическая убедительность. У актрисы — удивительный дар молчаливого присутствия, что особенно ощутимо в паузах, когда Руснак-Кураж не делает совсем ничего, останавливается и стоит неподвижно, просто смотрит со сцены в глубину театрального зала, и от нее невозможно отвести глаз.
Спектакль идет неполных два часа, но кажется длиннее, настолько он густо насыщен яркими и осмысленными метафорами. Каждая из них иногда — целая отдельная история. Благодаря этому очень быстро забываешь, что перед тобой зрелище, в котором не звучит ни одного слова.
Мы уже привыкли, что разные театры в последнее время в определенных постановочных проектах обмениваются актерами. Однако, «Кураж» — своеобразный рекорд, кроме актеров ТЮЗа, здесь заняты артисты еще семи киевских театров (Левобережного, Молодого, Оперетты и другие). Следовательно, Виктор Гирич, руководитель ТЮЗа на Липках, беря в репертуар этот, до этого времени бездомный спектакль, будто засвидетельствовал, что ТЮЗ — это то место, где возможно все и даже немного больше.
Следующий показ спектакля состоится 22 июня.
Выпуск газеты №:
№106, (2019)Section
Культура