Перейти к основному содержанию

И словом, и джазом

Бибоп-перформанс от киевской группы Er.J.Orchestra
24 июня, 16:24
ФОТО ВЛАДИМИРА ОСИПЕНКО

У каждого свой путь широкий: одни национальные звезды коммерчески мыслят стадионниками, другие — свято почитают традиции квартирников. Одним достаточно видеть разгоряченную толпу на танцполе, другим — глаза нескольких десятков поклонников. Все дело в отношении к искусству, что и для кого ты творишь. Когда в канун нового музыкально-литературного джем-сешна в столичном баре «Пирогъ» позвонил по телефону несменный лидер киевской группы Er.J.Orchestra Алексей Александров, его аргументы оказались убедительными: «Друг, приходи. Мы будем играть, а наш товарищ, неизменный организатор джазового фестиваля «Единство» Сергей Грабар будет читать авторскую прозу».

* * *

В тот вечер киевская формация Er.J.Orchestra играла в неполном составе: Алексей Александров — бамбуковая флейта, свирель, клавишные, перкашн, Виктор Крысько — скрипка (альт), клавишные, Ким Решетько — гитара. Плюс, конечно, полная импровизация.

Выслушав интродукцию, Сергей Грабар объяснил суть перформанса:

— С Лешей Александровым мы знакомы тридцать лет, столько, сколько существует Er.J.Orchestra. Правда, я оканчивал Киевский пединститут, а он — только пришел в вуз: независимый, смелый, креативный. Потом не один раз они были гостями моего международного фестиваля «Единство», что на протяжении восемнадцати лет проходит в помещении Киевского театра оперетты, вот и я к ним пришел в гости. Почему? Что мы знаем о современной украинской литературе? Каждый три фамилии назовет: Сергей Жадан, Василий Андрухович, Оксана Забужко. А теперь вы будете знать четвертую, это — я.

* * *

Печально выдохнула бамбуковая флейта, лейтмотив подхватила скрипка, неспешным ритмом построила фундамент гитара, а Сергей Грабар открыл прошлогодний сборник малой прозы — «Джаз для тебя», и начал с последней в сборнике миниатюры «Поцелуй»:

— Он был длинным и проницательным, до нервных окончаний, до ненасытности дыхания, до загадочности неба. Поцелуй лег вечностью, преисполненной наслаждения.

В качестве деликатных аккомпаниаторов Er.J.Orchestra играл, приджазованная проза блюзово протекала: «Трубач», «Дуэт», «Барабанщик» — аудитория слушала, изредка перебрасываясь замедленными репликами.

Врезались в память строки последней в первом отделении миниатюры:

— А в центре Вселенной среди хаоса и стихий, среди чувств и прощения, среди бесконечности поиска, скитаний и страданий, среди отголоска небесного шороха крыльев ангольских, человек с барабанными палочками ловил и собирал звуки, составляя вечность.

Чтец выдержал паузу, когда закончится мелодия, поднял взгляд и сказал:

— Хочу представить вам своего друга, всемирно известного музыканта, барабанщика Владимира Тарасова. Так случилось, что он как раз оказался в Киеве и пожаловал к нам. Между прочим, миниатюра «Барабанщик», которую я только что прочитал, посвящена именно ему. Предлагаю искупать Владимира в аплодисментах.

* * *

Объявили брейк: на свежем воздухе выкурить сигарету, заказать холодный коктейль или горячий напиток, пообщаться.

Нас с Сергеем Грабарем познакомили:

— Мне понравилась такая импровизационная подача. Хорошо, что Er.J.Orchestra не играл свои известные пьесы, как: Танец с единорогом или же «Чайная церемония».

— Благодарю, — продолжил мысль прозаик. — Такую форму я выдумал, даже название придумал — «джаз-чтения».

— Довольно точно. Правда, что-то подобное я видел в начале 1990-х, когда в Торонто попал на литературный jam-session большого американского джазмена Маккоя Тайнера. В клубе на две сотни мест он аккомпанировал за роялем канадскому поэту.

— То есть форма не нова? — поинтересовался Сергей.

— Насколько мне известно — нет. Так называемые литературные выступления в стиле бибоп-перформансов — часто на одной сцене с джазовыми музыкантами — начали 7 октября 1955 г. американские битники. Случилось это в Галерее Шесть (SixGallery) в районе Норт-Бич, Сан-Франциско.

* * *

На следующий день я позвонил по телефону Сергею Грабарю, поблагодарил за подаренный сборник «Джаз для тебя» и поинтересовался, какое впечатление произвел на литературного прототипа миниатюры «Джаз для тебя» Владимира Тарасова киевский бибоп-перформанс?

— Знаете, все оказалось намного лучше, чем я надеялся. Услышать такое из уст Тарасова, который в своей жизни устроил немало собственных перформансов и четыре года служил художественным руководителем Русского драматического театра Литвы, — это очень высокая оценка...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать