Фотоперепись дельфинов
Впервые в Украине провели масштабное исследование для подсчета черноморских млекопитающихПрежде чем рассказать о промежуточных результатах уникальной экспедиции, ведущий сотрудник Института зоологии имени И.И. Шмальгаузена НАН Украины и координатор проектов по изучению китообразных в Украинском научном центре экологии моря Павел ГОЛЬДИН объясняет, что означает фотоперепись дельфинов. Например, идентифицировать биоматематически человека можно благодаря уникальному рисунку сетчатки глаза или через отпечатки пальцев. У дельфинов-афалин такими идентификаторами считаются профили контура спинного плавника.
«Каждый плавник имеет свою уникальную форму, а в течение жизни на нем формируются небольшие повреждения, которые изменяют его контур, — уточняет ученый. — Если сфотографировать в профиль плавник дельфина, можно определить его особь. Кроме того, дельфины-афалины имеют более-менее уникальную расцветку. Когда этого дельфина встречают и фотографируют снова, можно утверждать, что это тот же дельфин».
ПРОВЕРЕННЫЙ ФОТОМЕТОД
Именно такой «охотой» на дельфинов занимались сотрудники Украинского научного центра экологии моря на протяжении лета и в начале осени. Последний выход в море осуществили 7—8 сентября. Конечно, сделать фотографии — лишь промежуточное задание исследования. Научные сотрудники хотят выяснить, что же происходит с популяцией дельфинов и какие природоохранные мероприятия нужно разрабатывать.
Поэтому после работы в море они будут анализировать сотни фотографий с изображениями дельфинов-афалин и белобочек. Именно эти два вида млекопитающих водятся в акватории Черного моря у берегов Украины. Оба — краснокнижные. Сколько их теперь в Украине — точно ученые смогут сказать через год, когда проработают полученные данные. До весны планируют подготовить выводы и рекомендации, как дальше сохранить их популяцию, или же наоборот, где следует максимально сохранить природную среду и создать заповедные территории.
Подобные фотоэкспедиции проводятся в Украине последние десять лет. Но такого масштаба еще ни разу не было, в частности из-за нехватки средств. Фотоидентификация черноморских дельфинов в украинских водах проводилась в рамках проекта EMBLAS Project. Его смета — 500 тысяч евро, финансировала исследование Генеральная дирекция по вопросам окружающей среды Евросоюза. В целом проект проводится в Грузии под патронатом ЕС и ООН. Отдельная часть исследования реализуется в Румынии и Болгарии. Украине удалось приобщиться к международному пулу благодаря нашим ученым, которые длительное время обращались к европейским чиновникам и объясняли, что исследования популяции дельфинов крайне необходимы во всей акватории Черного моря.
Дельфинов фотографировали с воздуха во время авиаоблетов черноморской акватории и непосредственно с судов. Собственно, метод фотоидентификации считается наиболее действенным и работает в мире около 40 лет.
«Первые виды, которых удалось идентифицировать благодаря качественным фотографиям, — это горбатые киты и косатки. Метод работает хорошо, и благодаря этому мы знаем, что косатки живут 100 лет. Ведь 40 лет назад сфотографировали косатку с внуками, и таким образом высчитали ее возраст, — добавляет Павел Гольдин. — Афалин фотографируют с 1990 года, а на Черном море такие работы ведутся более десяти лет в разных районах Турции, Крыма, Румынии, в последние годы мы проводим эти работы в северо-западной части Черного моря».
«50 ДЕЛЬФИНОВ — ХОРОШИЙ РЕЗУЛЬТАТ»
Ученые оценят также и влияние рыболовства на популяцию китообразных млекопитающих. Рыболовецкие сети, в том числе и браконьеры, часто становятся ловушками для дельфинов, из-за чего животные погибают. Среди других факторов их гибели — инфекционные заболевания, действие токсичных веществ и столкновение с судами, особенно с небольшими лодками в курортных районах. По крайней мере, до оккупации Крыма ученые часто фиксировали такие случаи возле полуострова. Теперь эта территория вне поля зрения исследователей. Во время последнего исследования ученые работали у дельты Дуная, в Одесском заливе и возле острова Джарылгач.
«Сейчас получили достаточно хорошие результаты: более 30 афалин сфотографировано возле дельты Дуная, еще более 20 возле острова Джарылгач, несколько особей в Одесском заливе, но подсчет продолжается, — делится новостями Павел Гольдин. — Также были сфотографированы дельфины-белобочки, что тоже хороший результат. Потому что пока у нашей команды были идентификаторы белобочки только возле Джарылгача, а сейчас мы их нашли в Одесском заливе. Теперь можно сравнить и сделать выводы, ходят ли они, условно говоря, друг к другу в гости. Что касается афалин, то уже понятно: они не мигрируют с места на место. В северной части Черного моря афалины живут маленькими популяциями или большими семьями, которые редко общаются одна с другой. Сейчас нам известно только несколько случаев перемещений с одной части акватории в другую. Это такая специфика вида в Черном море. А в других регионах, например у британских островов, афалины более мобильны».
Ученый говорит, что жизнь в отдельных «сообществах» — как культурное наследие афалин, не связана с природными факторами или естественным отбором. К сожалению, именно этот вид млекопитающих больше всего страдает от незаконного вылова. Животных доставляют в дельфинарии. Но как отмечает Павел Гольдин, исключение из «семьи» из 40-50 особей двух-трех дельфинов расценивается как риск для всей популяции.
НЕИЗУЧЕННАЯ НЕВОЛЯ
Содержание дельфинов в неволе — отдельный, но не менее наболевший вопрос для экспертного сообщества. Сколько сейчас морских животных содержится в хлорированных тюрьмах, тоже точно не известно. Хотя о старте фотоидентификации в свое время рассказывали не только медиа, но и некоторые дельфинарии. Например, на сайте трускавецкого «Оскара», который по решению судов давно надо закрыть, говорилось, что проект направлен на увеличение популяции дельфинов.
Было бы хорошо, чтобы дельфинарии для начала указали, сколько морских млекопитающих содержится непосредственно в их бассейнах. Таких заведений в Украине около 20, причем работают они там, где морской воды и близко нет. А это одно из главных условий содержания дельфинов в неволе. Минприроды тоже бессильно. У ведомства даже нет порядка проведения инвентаризации дельфинов в неволе. Это позволило бы не только определить количество морских млекопитающих, но и установить их источник происхождения, возраст и последующую судьбу новорожденных дельфинов.
«С научной точки зрения важно знать о состоянии флоры и фауны Украины, о природных процессах и состоянии каждой популяции, чтобы готовить в дальнейшем рекомендации, как их оберегать, — добавляет эколог МБО «Экология — право — человек» Екатерина ПОЛЯНСКАЯ. — Нужно знать, какие виды морских млекопитающих присутствуют в акваториях. Но чтобы внедрять какие-то изменения, нужно проводить постоянные исследования».
Выпуск газеты №:
№176-177, (2019)Section
Общество