Перейти к основному содержанию

От «Призрачных тропиков» до «Крошка-зомби»

В четверг в столице начинается третий кинофестиваль «Киевская неделя критики»
23 октября, 19:05
«ПРИЗРАЧНЫЕ ТРОПИКИ»

Цель фестиваля — представить зрителям лучшие новые фильмы, избранные украинской кинокритикой. Программа состоит из трех частей: основной международной программы, которая включает в себя фестивальные новинки этого года; украинской секции; ретроспективы «Новый Голливуд» — подборки культовой американской классики      — фильмов Френсиса Форда КОППОЛЫ, Мартина СКОРСЕЗЕ и Джорджа ЛУКАСА.

Конкурсная составляющая на «Неделе» тоже есть: фестиваль откроется церемонией вручения премии кинокритиков Украины «Киноколо», основанной в прошлом году. Собственно, «Киноколом» назывался единственный в Украине профессиональный киноаналитический журнал (главный редактор — Владимир ВОЙТЕНКО). Денежного обеспечения приз пока не предусматривает: будут вручать диплом и статуэтку. На «Киноколо» могут номинироваться ленты украинского производства, впервые показанные в Украине в период с 1 октября 2018-го по 30 сентября 2019-го. Номинантов, а затем и победителей определяла кинокритика путем интернет-голосования. В четверг состоится награждение в категориях «лучший полнометражный игровой фильм», «лучший короткометражный игровой фильм», «лучший документальный фильм», «открытие года», «лучший режиссер», «лучший актер», «лучшая актриса». В этом году критика впервые назовет призера в категории «лучший анимационный фильм». На победу в первой категории претендуют картины, которые еще не вышли в прокат и имели исключительно фестивальные премьеры: «Додому» Наримана АЛИЕВА (6 номинаций), комедия «Мої думки тихі» Антонио ЛУКИЧА (5 номинаций) и военная драма «U311 «Черкаси»» Тимура ЯЩЕНКО (4 номинации).

Еще одна новация этого года — конкурс видеорецензий. 7 финалистов получат возможность посмотреть один из фильмов международной программы, создать с помощью официального смартфона фестиваля Samsung Galaxy Note 10+ видеорецензию и выиграть собственно сам смартфон. Победителя определяет жюри — кураторы Киевской недели критики.

* * *

Украинская программа построена вокруг двух фестивальных хитов этого года — драмы «Додому» и комедии «Мої думки тихі». Режиссеры лент, Нариман Алиев и Антонио Лукич, избрали для своих работ фильмы-референсы, которые перекликаются тематически и стилистически. Таким образом, на фестивале будут показаны «Додому», «Відчуження» Нури Бильге ДЖЕЙЛАНА и «Бич Божий» Олега ФИАЛКО, и «Мої думки тихі», «Паперовий Місяця» Питера БОГДАНОВИЧА и «Довгі проводи» Киры МУРАТОВОЙ.

О «Додому» и «Мої думки тихі» «День» уже писал. «Відчуження» (2002) — первый фестивальный успех турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, лауреата «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля (2014). Лента построена вокруг двух очень разных мужчин, которые по стечению обстоятельств оказываются в одной квартире в зимнем Стамбуле. В Каннах «Відчуження» получило Гран-при и премию за лучшую мужскую роль. «Фильм « Відчуження « является референсом моей жизни, когда из небольшого крымского села я приехал в большой город в поисках светлого будущего», — комментирует свой выбор Нариман Алиев.

«Бич Божий» (1988) — драма Олега Фиалко, портрет неуверенной эпохи перед перестройкой. Фильм рассказывает о бывших одноклассниках — вокзальном воре и успешном чиновнике, которые случайно встречаются через 30 лет по окончании школы. Во время обучения Наримана Алиева в Институте экранных искусств Олег Фиалко был его мастером.

«Паперовий Місяць» (1973) — классическая голливудская трагикомедия о скитании мошенника и маленькой девочки во времена Великой депрессии. За роль в ленте 10-летняя Татум О’НИЛ была награждена премией «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, установив возрастной рекорд. На международном кинофестивале в Сан-Себастьяне фильм Питера Богдановича получил «Серебряную ракушку» за лучшую режиссуру и Специальный приз жюри. Антонио Лукич отметил: «Паперовий Місяць» я стабильно пересматриваю один раз в год, без привязки к дате. Если есть такое понятие, как настольная книга, то это мой настольный фильм».

Историей взросления и одиночества связаны «Мої думки тихі» и «Довгі проводи» — третья полнометражная работа украинского режиссера Киры Муратовой о матери, которая не может смириться с отъездом сына. Лента создана в 1971-м, но вышла на экраны только в 1987-м — и в этом же году получила премию FIPRESCI на Международном кинофестивале в Локарно.

* * *

Основную международную программу составили фестивальные хиты из Канн и Венеции.

Откроет фестиваль фэнтези-лента «Крошка-зомби». Новая работа французского режиссера Бертрана БОНЕЛЛО («Сен-Лоран») переносит мистические события из Гаити 1960-х в современную Францию и ссылается на разнообразную классику жанра «хоррор». Впервые лента была показана в Каннах и претендовала на получение Queer Palm, которая присуждается за освещение темы ЛГБТ в кино.

«КРОШКА-ЗОМБИ»

«Маяк» — долгожданная вторая работа автора культового хоррора «Ведьма» Роберта ЭГГЕРСА. Снятый на черно-белую пленку 35 мм, фильм представляет камерную историю о надзирателе маяка и его молодом помощнике. В главных ролях — Виллем ДЕФО и Роберт ПАТТИНСОН. Мировая премьера «Маяка» состоялась в рамках программы «Двухнедельник режиссеров» Канн, где ленту встретили длительными овациями и наградили премией FIPRESCI.

Покажут на фестивале и сенсационный фильм-обладатель Гран-при Каннского фестиваля — дебютную драму «Атлантика» режиссера сенегальского происхождения Мате ДИОП. История, которая начинается как романтический сюжет о девушке и ее разлуке с любимым, превращается в мистический детектив.

Из основного конкурса Канн отобрана также криминальная драма «Озеро диких гусей» китайского режиссера Дяо ИНАНЯ. Режиссер, в свое время награжденный «Золотым медведем» в Берлине («Черный уголь, тонкий лед»), рассказывает остросюжетную историю гангстера и проститутки, которые убегают от преследования полиции.

«Призрачные тропики» из программы «Двухнедельник режиссеров» Канн — третий полнометражный фильм бельгийца Баса ДЕВОСА, звезды фестивального арт-кино. Его главная героиня, немолодая женщина-эмигрантка, засыпает в последнем поезде метра. Проснувшись на конечной остановке, она отправляется в причудливое путешествие по ночному Брюсселю.

Лента от классика шведского кинематографа Роя АНДЕРССОНА «О бесконечности» была представлена на Венецианском кинофестивале, где получила «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу.  Фильм состоит из ряда историй, объединенных личностью современной Шахерезады.

«Окрашенный птенец» Вацлава МАРГОУЛА — жестокая драма, созданная в совместном производстве Украины, Чехии, Польши и Словакии. Экранизация одноименного романа Ежи КОСИНСКОГО построена вокруг трагедии Холокоста и истории мальчика, который пытается выжить, оставшись в одиночестве после смерти родственников. В фильме сыграли звезды мирового кино Стеллан СКАШГОРД, Удо КИР и Гарви КЕЙТЕЛЬ. Мировая премьера состоялась в рамках основного конкурса 76-го Венецианского кинофестиваля.

* * *

Новый Голливуд, названный последним «золотым веком» американского кино, возник в конце 1960-х на фоне кризиса устоявшейся студийной системы. Его лицами стали будущие классики — молодые Френсис Форд КОППОЛА, Мартин СКОРСЕЗЕ, Джордж ЛУКАС, Терренс МАЛИК, Деннис ГОППЕР. Критика системы и независимый дух принесли режиссерам популярность за пределами США.

«Апокалипсис сегодня» — эпический фильм о войне во Вьетнаме, вдохновенный повестью Джозефа КОНРАДА «Сердце тьмы». Фильм едва не стоил Френсису Форду Копполе карьеры — но вошел в историю как шедевр. Удостоенный «Золотой пальмовой ветви», он до этого дня удерживает позицию в верхних строках рейтингов лучших фильмов всех времен. В рамках «Киевской недели критики» «Апокалипсис сегодня» будет показан в беспрецедентном для Украины качестве — в отреставрированной копии.

Второй лауреат «Золотой пальмовой ветви» — «Таксист» Мартина СКОРСЕЗЕ, названный кинокритиком Роджером ЭБЕРТОМ одним из самых сильных фильмов в истории кинематографа. Главный герой ленты, ветеран войны во Вьетнаме, таксист Тревис Бикл в исполнении Роберта Де НИРО стал вдохновением для целых поколений антигероев.

Жанр хоррора в ретроспективной программе представит «Керри» Браяна де ПАЛЬМЫ, экранизация одноименного дебютного романа Стивена КИНГА. История школьницы, которая обнаруживает у себя способности к телекинезу, стала одним из наиболее влиятельных фильмов ужасов в истории жанра, а Сисси СПЕЙСЕК, облитая кровью — одним из самых ярких образов в истории кино.

Программа «Новый Голливуд» предлагает зрителям знакомство с творчеством Джорджа ЛУКАСА до феноменального успеха его космической саги «Звездные войны». На фестивале покажут первый фильм студии LucasFilm — молодежную комедию «Американские граффити», которая исследует американских подростков на пороге взрослой жизни. В свое время лента была удостоена пяти номинаций на премию «Оскар» и премии «Золотой глобус» в категории «Лучшая комедия или мюзикл».

Лента, которая стояла у истоков не только Нового Голливуда, но и жанра роуд-муви, — «Беззаботный ездок» Денниса ГОППЕРА, удостоенная премии за лучший дебют на Каннском фестивале. Его главные герои — вольнолюбивые нонконформисты в исполнении самого Гоппера, Питера ФОНДЫ и Джека НИКОЛСОНА, — стали иконами контркультуры и воплощением протеста против истеблишмента.

«Долгое прощание» — одна из ранних работ классика американского кино Роберта ОЛТМЕНА, единственного в США обладателя главных наград фестивалей большой тройки — «Золотой пальмовой ветви», «Золотого льва» и «Золотого медведя». Лента в жанре «постнуар» является экранизацией одноименного романа Реймонда ЧАНДЛЕРА.

Как и все показы «Киевской недели критики», сеансы ретроспективы «Новый Голливуд» представляют критики-кураторы фестиваля — после просмотра зрителей ожидает обсуждение фильма с кинокритиком. В рамках фестиваля также запланирована программа дискуссионных встреч.

В роли кураторов выступили известные украинские кинокритики Дария БАДЬЙОР, Станислав БИТЮЦКИЙ, Сергей КСАВЕРОВ, Анна ДАЦЮК.

Третья «Киевская неделя критики» пройдет в кинотеатре «Жовтень» с 24 по 30 октября. Организатор фестиваля — компания «Артхаус Траффик» при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать