В Музее истории Луцкого братства открыли выставку "Виды волынских городов в оригинальных акварелях XIX в."

В Музее истории Луцкого братства, отделе Волынского краеведческого музея, открылась выставка «Виды волынских городов в оригинальных акварелях XIX в.» На ней представлены раритеты из двух частных коллекций.
Об этом сообщает издание Monitor Wołyński.
28 января впервые на публичное обозрение выставили оригиналы акварелей, созданных в XIX в., На которых изображены виды главных волынских городских центров: Луцка, Владимира-Волынского и Ровно. Наряду с акварелями размещены их печатные версии, а также другие документальные материалы, которые касаются тематики. Благодаря им посетители выставки могут сравнить, как различные художники отражали в своих произведениях те же пейзажи, добавили, упустили или акцентировали детали.
Во время открытия выставки, в котором принимали участие краеведы из Луцка и Ровно состоялась презентация экспонатов и обсуждение присутствующими исторического контекста их появления, а также объектов, изображенных на акварелях.
На выставке экспонируется акварель «Вид на Луцк, бывшую столицу Волынского воеводства», нарисованная около 1815 графиней Анной Потоцкой по эскизу немецкого графика Людвика Фурманна. На ней мы видим Луцкий замок и часовню Скорбного Христа. На основе этой акварели И. И. Вагнер сделал в Лейпциге в 1819 году гравюру. Она опубликована в книге Эдварда Рачинского «Дневник путешествия в Турцию в 1814 г.», Первое издание которой увидело свет в 1821 году во Вроцлаве. Изображение часовни появилось тоже на дереворите, опубликованном на первой странице еженедельника «Przyjaciel Ludu» в № 26 от 31 декабря 1836 года. Газета выходила в Лешне в 1834-1849 гг. при финансовой поддержке Эдварда Рачинского. Упомянутые гравюры можно осмотреть на музейной выставке.
«Вид на Луцк, бывшую столицу Волынского воеводства», акварель, Анна Потоцкая, 1815
В 1866 году в экспедицию западными губерниями Российской империи отправился российский историк Помпей Батюшков с целью подготовки материала для издания альбома «Памятники русской старины в Западных губерниях, издаваемые с высочайшего соизволения П. Н. Батюшковым» (альбом вышел в Санкт-Петербурге в 1868 г., Волыни посвященный выпуск 1-2). Вместе с ним путешествовал художник-реставратор Оружейной палаты Московского кремля Дмитрий Струков, который нарисовал серию акварелей. На основе этих акварелей впоследствии в литографическом заведении Александра Беггрова были созданы цветные литографии волынских памятников старины.
В первом альбомном выпуске, изданном под руководством Помпея Батюшкова, разместили более 20 литографий с изображениями волынских памятников. Сколько именно акварелей нарисовал Дмитрий Струков, не знаем, но известно, что не по всем его рисункам создавали литографии. Например, его акварель с изображением так называемой Соборной церкви в Ровно, то есть Свято-Воскресенского собора, не была растиражирована в свет, поэтому осталась малоизвестной. Оригинальную акварель Дмитрия Струкова «Ровно. Соборная ветхая церковь» можно увидеть на выставке в Музее истории Луцкого братства. Эта работа интересна еще и тем, что показывает нам неизвестный вид ровенского храма - в 1881 он полностью сгорел. Впоследствии в городе построили новый Свято-Воскресенский собор, но в другом месте и другом стиле. Наряду с оригиналом акварели на выставке размещена уникальная метрика этого храма, начатая в 1712 году. Это древнейшая волынская метрическая книга, которая хранится в фондах краеведческого музея в Луцке.
«Ровно. Соборная церковь », акварель, Дмитрий Струков, 1866
Метрика Свято-Воскресенского собора в Ровно
В Музее истории Луцкого братства экспонируется еще одна акварель Дмитрия Струкова «Луцк. Замок Любарта », созданная 1866 году. С неё была выполнена гравюра, которую опубликовали в альбоме «Памятники русской старины ...» Интересно, что оригинальная акварель существенно отличается от литографии, помещенной в книге.
Дмитрию Струкову принадлежит акварель «Владимир-Волынский. Развалины Успенского Мстиславского собора XII века», которая также представлена на выставке. На ней изображен известный владимирский храм Успения Пресвятой Богородицы еще до перестройки в 90-х гг. XIX в. Напечатанная в альбоме литография с этого авторского рисунка воссоздана почти без изменений.
«Владимир-Волынский. Руины Успенского Мстиславского собора XII в.», Акварель, Дмитрий Струков, 1866
Экспозиция оригинальных акварелей вместе с их печатными версиями дополнена материалами малоизвестного волынского художника-графика Антония Чорпита. Среди них - авторская графика из альбома «Володимирщина» 1932 года и живописная работа «Луцкий замок» 1936 г.
Выставку «Виды волынских городов в оригинальных акварелях XIX в.» в Музее истории Луцкого братства (Луцк, улица Кондзелевича, 5) можно будет увидеть в течение ближайших трех месяцев.