Санта Мария Маджоре и Луцк
Как Рим и областной центр Волыни связала особая достопримечательность из коллекции музея![](/sites/default/files/main/articles/14042020/12_icona.jpg)
«СВЯТЕЙШАЯ ПАННА» И БОГОРОДИЦА
Лучанам известно, что на гербе города изображен святой Николай. Но так было не всегда. В Государственном архиве Волынской области есть документы, которые свидетельствуют: в 30-х годах прошлого века герб «Святой Николай» был заменен гербом «Святейшая Панна». Основанием стали свидетельства геральдистов, что да, святой Николай и в самом деле является древним символом Луцка. Но до его появления на городском гербе было совсем другое изображение. Тогда в архивах Польши отыскали луцкую лаковую печать 1782 года, с изображением женщины с венками в ее распростертых руках, и стоит эта женщина между двумя оборонными башнями, соединенными вогнутой к низу кирпичной стеной.
Считали, что в лике этой женщины из древнего герба просматривается изображение с чудотворной иконы Богородицы, Святейшей Панны, чей образ находился в доминиканском монастыре в Луцке. Определенное время эта икона Богородицы считалась главной хранительницей всей Волыни, во время ее коронования в сентябре 1749 года на арке-декорации на торжествах поместили надпись: «Огня и стрел татар пусть Луцк не боится — его покрывает тень Девы».
В последний раз чудотворный образ Богородицы из доминиканского монастыря видели в кафедральном костеле святых апостолов Петра и Павла в Луцке, где он исчез после пожара в 1924 году.
К ЭТОМУ ОБРАЗУ ОБ ОКОНЧАНИИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА МОЛИЛСЯ ПАПА РИМСКИЙ
В настоящее время изображение чудотворной иконы Богородицы «Римской» (а именно такое название имеет этот образ) можно увидеть в Музее волынской иконы. Это единственный в стране музей, который имеет большую (свыше двух тысяч экземпляров) коллекцию икон региональной школы иконописи и другой церковной утвари. Музей является одним из наиболее посещаемых туристических заведений, здесь побывали туристы, без преувеличения, со всего мира, от Польши до Парагвая, митрополиты, президенты и послы из различных стран. Жемчужиной коллекции является, конечно, оригинал чудотворной Холмской иконы Богородицы, одной из четырех апостольских икон, которые дошли до нашего времени. Но копия иконы Богородицы «Римской» — одна из особенных в коллекции музея. И когда время карантина из-за коронавируса затянулось, и музей закрылся, работники музея начали выставлять на своей странице в соцсети самое интересное из своей коллекции.
И действительно. Одно дело — пройтись по музейным залам, прослушать экскурсию, опять поразиться тому, что все эти уникальные святые образы были написаны для обычных сельских волынских церквей! И другое дело, когда, во время карантина и пребывания потенциальных посетителей дома, музейщики предлагают подробнее познакомиться с уникальными экспонатами. Например, сравнить, как писали образ царевны на иконах «Юрий Змееборец» профессиональные и народные иконописцы Волыни в XVI—XVIII веках. Как изображали рыцарские доспехи на иконах Юрия Змееборца. Как одну из самых ценных волынских икон — «Спас на троне» (середина XVI века) из церкви в селе Пилганив, что под Луцком, было изъято в виде... доски, потому что на ее обратной стороне мастера, которые ремонтировали этот храм, замешивали цемент...
Копия же чудотворной иконы Богородицы «Римской» в коллекции музея — из Троицкой церкви в селе Сокол Рожищенского района, откуда ее изъяли еще в 1975 году. Заведующая Музеем волынской иконы Татьяна ЕЛИСЕЕВА считает, что, скорее всего, икона сначала находилась в сокольском католическом костеле, потому что копии этого чудотворного образа распространяются, в первую очередь, на католических мероприятиях, а с XVI века — на поприщах стран восточной христианской традиции, в XVII веке культ этого образа распространяют греко-католики на территориях Украины и Беларуси. Одной из лучших копий чудотворного образа Богородицы «Римской» считается икона Богородицы «Летичивская» (Королева Подолья и Волыни).
В целом копий очень много. Но та, что в Луцке (XVIII век, полотно, масло), говорит Татьяна Елисеева, особенная: «Наш образ интересен тем, что он передает те одеяния Богородицы, которые были изображены на оригинале из доминиканского луцкого монастыря». Людмила КАРПЮК, старший научный сотрудник музея, дополняет: «Мастер воспроизводит чудотворный образ в полном облачении из драгоценных риз, которые визуально заменяют одежды Богоматери и Иисуса. Вместо мягких складок тканого мафория и хитона мы видим жесткие формы шитого, чеканного и изысканно украшенного драгоценностями, оклада. Художник изобразил Деву Марию в розовом хитоне с белыми, густо нашитыми жемчужинами в виде чешуи. Под шеей — золотая орнаментируемая лента с каплеобразной жемчужиной. Голубой мафорий украшен орнаментом в виде длинных побегов стилизованной лилии или цветка граната, которые имитируют вышивку жемчугом. Сердцевина каждого цветка воссоздает темный, почти черный рубин. На безымянном пальце правой руки Девы Марии — небольшое обручальное кольцо с рубином, обязательный иконографический атрибут. Одежда Младенца также орнаментирована имитацией богатого шитья. Их головы увенчаны высокими массивными коронами, украшенными рисунком драгоценностей. На короне Богоматери — светлый лучезарный камень, в котором просматривается силуэт голубя, а ее середину украшает сцена с темой «Благовещения».
ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ «РИМСКАЯ» — ГЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ РИМА, КОТОРАЯ НАХОДИТСЯ В БАЗИЛИКЕ САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ. ИМЕННО К ЭТОМУ ОБРАЗУ ПАПА РИМСКИЙ ФРАНЦИСК 16 МАРТА ЭТОГО ГОДА СОВЕРШИЛ ПАЛОМНИЧЕСТВО, ЧТОБЫ ПОМОЛИТЬСЯ ОБ ОКОНЧАНИИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
В целом образ Богородицы «Римской» особенный еще и тем, что это — главная святыня Рима, которая находится в базилике Санта Мария Маджоре. Именно к этому образу Папа Римский Франциск 16 марта этого года осуществил паломничество, чтобы помолиться об окончании пандемии коронавируса. Согласно легендам, церковь Санта Мария Маджоре была построена в IV веке на средства римского патриция Яна, который избрал место строительства после чудесного сновидения, в котором сама Матерь Божья приказала ему построить церковь там, где выпадет снег, подобный по очертаниям к рисунку костела. С древних времен здесь находится прославленная икона Богоматери, которую называют Снежной или Заступницей Римлян (Salus Populi Romani).
Перед ней молятся, в надежде на победу, во времена лихолетий. Как знать, как скоро будет дано людям во время коронавируса знак, что Богородица услышала их мольбы. Вот такие открытия и побуждения к размышлениям предлагает Музей волынской иконы во время всеукраинского карантина.
Выпуск газеты №:
№69, (2020)Section
Тайм-аут