Видеть красоту, слушать... тишину
24 сентября Музей современного искусства Украины приглашает на открытие нового сезонаОткроется выставка из собственной коллекции, которая имеет название «Музейна збірка «Зупинка-Сторіччя». В этом году мы празднуем несколько юбилейных дат, в частности, 100-летие трех талантливых украинских художников: Александра Карповича Бурлина, Павла Петровича Мирошниченко и Ивана Андреевича Тюхи. Три судьбы, три пути, три мужества, три таланта. Художники прошли через горнило боевых действий Второй мировой войны, но шли к своей цели, невзирая на трудности послевоенного времени, преодолевали препятствия, чтобы заниматься тем, чего хотела душа, что давало возможность забыть ужасы войны и жить, вдохновляясь красотой и даруя свое виденье мира окружающим. Музей современного искусства Украины надеется, что этот год запомнится людям творческим и ценителям украинской живописи не только перипетиями опасности коронавируса, но и чрезвычайным событием — выставкой «Зупинка-Сторіччя», «приуроченной к почтенному юбилею украинских живописцев, которые оставили славное наследство.
Александр Карпович БУРЛИН (1920—1994 гг.) родился в г. Хвалинск Саратовской области. В 13 лет остался сиротой, в 1941 году окончил военное училище в г. Орджоникидзе и сразу попал в ряды армии. Пройдя войну и получив боевые награды, Александр Карпович оказался в Ужгороде. Именно в Закарпатье ему удалось реализовать свою юношескую мечту стать художником. Он учился у выдающихся мастеров — Йосипа Бокшая, Адальберта Эрдели и Гаврила Глюка. Он развивал свой художественный вкус и приобретал опыт, еще учась во Всесоюзном заочном художественном институте. Работал художником газеты «Советское Закарпатье», а впоследствии, с 1949 года в производственных мастерских Закарпатского отделения Художественного фонда УССР. Он принимал участие в областных, республиканских и зарубежных выставках, имел персональные выставки в Ужгороде. Выполнял преимущественно пейзажи — целостные картины с единым пространством, в обобщенном реалистическом стиле, отборной колористической гамме. Произведения Александра Бурлина сохраняются в музеях Украины, России и в частных коллекциях в Украине и за рубежом.
«СКАЗАННЯ ПРО УЖГОРОДСЬКИЙ ЗАМОК», 1961 Г. АЛЕКСАНДР БУРЛИН
Павел Петрович МИРОШНИЧЕНКО (1920—2000 гг.) родом из Луганщины. С малых лет любил рисовать и мечтал поступить в институт, но жизнь внесла свои коррективы. Сначала служба в армии, а затем — Вторая мировая война. Он прошел боевой путь от Керчи до Праги и получил ордена и медали за свою самоотверженную службу. Учиться начал после войны, окончил Крымское художественное училище им. Г.С. Самокиша. В 1951 году работал учителем в балаклавской школе, а с 1953 г. преподавал в строительном техникуме, руководил севастопольской студией самодеятельных художников, работал в мастерских Художественного фонда. Павел Петрович принимал участие в областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Что же поражает нас в творчестве Павла Петровича? Тишина! О ней он мечтал в годы войны, ее воплощал в своих картинах. Пейзажи у него не беззвучны: переговариваются гудками катер и буксир («Инкерман»), рвет ветер яхтенные паруса («Яхт-клуб»), слушают крики чаек суда на ремонте, гудят насекомые над огненными полями инкерманских предгорий. В настоящее время полотна Павла Мирошниченко находятся в музеях Украины, России, Франции, Германии, США, Японии, Польши, Чехии и в частных коллекциях.
Иван Андреевич ТЮХА (1920—2005 гг.) родился на Киевщине. Поступил в Киевскую художественную школу, где осваивал азы творчества. Дальше учиться ему не пришлось, потому что с первого дня войны был призван в армию. Только после войны, с наградами и отличиями за участие в боевых действиях, Иван поступил в Киевский художественный институт на факультет живописи. Учился у Сергея Ержиковского, Владимира Костецкого, Ильи Штильмана, Георгия Мелихова. Мастер работал в отрасли станковой живописи, его картины неоднократно экспонировались на многочисленных выставках, публиковались в иллюстрированных каталогах, книгах, журналах. Работы художника не шокируют метафизическими откровениями, не апеллируют к подсознанию, не претендуют на философское осмысление. Они удивительно просты — и непостижимы в своей простоте. В его пейзажах нет идиллического, рафинированного романтизма, звучного пафоса. Они легки, лирические и трогательно правдивые. В пейзажах этого мастера словно живет ветер. Иногда он теплый и мягок, иногда холодный и беспощадный, но его дыхание всегда чувствуешь. Работы сохраняются в музеях, галереях, частных собраниях Украины, США, Франции, Канады.
Выставка открыта до 28 ноября.
Выпуск газеты №:
№179, (2020)Section
Тайм-аут