Перейти к основному содержанию

Партесное измерение

В Киеве состоялось онлайн-представление диска украинской музыки
21 октября, 10:24

Этот проект осуществлен художественной организацией Open Opera Ukraine при поддержке Украинского культурного фонда.

Напомним, в прошлом году Open Opera Ukraine начал масштабный проект «Musica sacra Ukraina: партесное измерение».  Его миссией и стратегией стала реконструкция и продвижение украинского партесного наследия в украинском и мировом культурном пространстве.  Благодаря сотрудничеству музыкантов-исполнителей, музыкологов, историков, культурологов с разными культурными институтами — архивами, библиотеками, музеями — сегодня мы имеем возможность услышать украинскую барочную музыку в аутентичном звучании.

Первой художественной акцией проекта стал концерт «Житель града Киева», который состоялся 2 июня 2019 года в знаковой киевской локации — Софийском соборе Национального заповедника «София Киевская».  Тогда в аутентичных акустических условиях в исполнении вокального ансамбля под руководством Натальи Хмилевской, который был создан именно для этой художественной акции, прозвучали партесные композиции известного композитора XVII века Николая Дилецкого.  Музыкальное наследие композитора, музыка которого считается культурным наследием Украины, Беларуси, Польши, России, постоянно пополняется новонайденными произведениями, которые любознательные ученые, исследующие барочное музыкальное наследие Речи Посполитой и Московии, находят в рукописных отделах украинских и российских библиотек.  Большинство произведений Николая Дилецкого, исполненных на концерте «Житель града Киева», нашла в Национальной библиотеке Санкт-Петербурга известный белорусско-российский ученый Ирина Герасимова, которая совершила их расшифровку и опубликовала в Польше в 2018 году.  Известная исполнительница и хормейстер Наталья Хмилевская, которая уже много лет в Украине работает в области ренессансного и барочного исполнительства, смогла воссоздать аутентичное звучание акапельного коллектива барочной эпохи, которое в акустических условиях храма максимально передавало весь спектр музыкальных аффектов.

Продолжением проекта стала запись диска «Musica sacra Ukraina», на котором представлено 13 партесных композиций — 10 произведений Николая Дилецкого, исполненных на прошлогоднем концерте, и 3 концерта неизвестных авторов.  Ноты анонимных концертов, написанных для двенадцати голосов, хранятся в киевской коллекции Института рукописей Национальной библиотеки Украины имени В. Вернадского.

В онлайн-презентации диска приняли участие соучредитель и программный директор Open Opera Ukraine Анна Гадецкая, известная исследовательница украинской партесной музыки, научный консультант проекта Евгения Игнатенко, музыкальная руководительница проекта Наталья Хмилевская и исполнитель старинной музыки, выпускник «Schola Cantorum Basiliensis» Роман Мелиш.

На презентации обсуждались вопросы специфики исполнения украинской барочной музыки, ее отличия от европейской.  Наталья Хмилевская и Роман Мелиш также поделились впечатлениями от записи диска, в частности об особенностях записи музыки в акустических условиях храма (диск был записан еще в одной знаковой киевской локации — Кирилловской церкви).  Научная консультантка проекта Евгения Игнатенко, которая расшифровала анонимные концерты из киевской коллекции, подробно остановилась на специфике текстовой и музыкальной реконструкции партесных композиций, еще раз подчеркнув, что сейчас лишь малая часть рукописей партесных композиций (примерно 10 процентов), хранящихся в киевской коллекции, расшифрована  и издана. А значит — музыкологов-исследователей еще ждет много открытий.

В рамках презентации было сообщено о сайте, специально посвященном проекту «Musica sacra Ukraina: партесное измерение» (http://lab.openopera.com.ua), на котором можно ознакомиться с проектом и информацией о диске.  Комментарии к исполняемым произведениям освещают их текстовые и музыкальные особенности.  Есть здесь также церковнославянский текст и его украинский перевод, необходимые для большего его понимания, ведь барочная музыка риторическая, ее целью является донесение до каждого всех слоев содержания текста.  На сайте можно ознакомиться с музыкой записанных партесных композиций с помощью сервисов Spotify, Apple Music, Youtube Music, а также заказать и традиционный компакт-диск.

С музыкальной точки зрения диск «Musica sacra Ukraina» является весьма репрезентативным, поскольку демонстрирует стилевую эволюцию партесной музыки от 1670—1680-х годов (произведения Дилецкого) до середины XVIII века (анонимные композиции из киевской коллекции).

Сегодня в Украине уже сложилась традиция исполнения партесной музыки.  Муниципальный камерный хор «Киев», львовский ансамбль старинной музыки «А cаppella Leopolis», киевские вокальные ансамбли «Concord» и «Мусикия» давали собственные исполнительские интерпретации партесных композиций.  Тем не менее, до сих пор украинский слушатель мало знаком с украинской барочной музыкой, поэтому диск «Musica sacra Ukraina» является важным для ее продвижения в Украине и за рубежом.

Надеемся, что проект «Musica sacra Ukraina: партесное измерение» в дальнейшем будет знакомить украинских и зарубежных слушателей с разными формами существования барочной музыки, не только вокальной, но и вокально-инструментальной, как это было блестяще сделано львовским коллективом «А cаppella Leopolis» (диск  2015 года «Из творческого наследия виленской школы»), или обратится к камерному варианту партесного пения — трехголосным композициям Николая Дилецкого, которые являются парафразами на текст плача Богородицы, расшифрованных и опубликованных известной московской исследовательницей Натальей Плотниковой.  Разнообразие форм украинской партесной музыки станет свидетельством ее богатства и соотнесенности с европейской музыкальной традицией.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать