Непоколебимый патриарх
Предстоятель УПЦ КП отметил 50-летие епископского посвящения и 45-летие пребывания на киевской кафедре![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120207/420-1-2_0.jpg)
В эти выходные состоялись торжества по случаю 50-летия архиерейской хиротонии и 45-летия пребывания на киевской кафедре Святейшего Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета. Как рассказывает религиовед Андрей ЮРАШ, за 1024 года существования киевской кафедры ее возглавляли, включая патриарха Филарета, 98 человек в сане митрополита. Если говорить на языке статистики, то на одного предстоятеля приходится десять с половиной лет. А здесь почти полвека! (До сих пор рекордом считалось пребывание Святого Кирилла ІІІ в ХІІІ веке — 34 года.) Это — два поколения епископов! И оба митрополит Филарет поставил и рукоположил. Это — вообще два поколения, если считать, что производительный возраст — 20—25 лет, когда уже есть естественное воспроизведение! Это — две эпохи: советская и украинская! Так что при любых оценках Патриарха Филарета, он — уже одна из ключевых фигур в нашей истории и истории Украинской церкви.
Теперь об оценках.
— Святейший возглавил кафедру в середине шестидесятых, — продолжает Андрей ЮРАШ. — То был едва ли не самый тяжелый период — происходили большие гонения. Но ему удалось остановить процесс ликвидации всех церковных структур на территории УССР. А когда появились возможности для либерализации, положил начало нескольким беспрецедентным за весь послевоенный период инициативам. В частности, возобновил издание «Православного вестника», тогда еще как епархиального издания во Львове, а в 1971 году перенес его в Киев и сделал официальным органом Украинского экзархата РПЦ, который всегда печатался на украинском. Издал первые украиноязычные молитвенники. В 70-х начал активно влиять на жизнь Русской православной церкви, превратив киевскую кафедру в главную и влиятельную во всех отношениях. Неслучайно же претендовал на возглавление РПЦ, когда Патриарх Пимен умер.
Что еще важно. Святейший Владыка способен адекватно воспринимать ситуацию и соответствовать времени. В конце 80-х он встретился с несколькими вызовами — возобновлением УГКЦ и появлением автокефального движения — и пришел к формуле, как можно максимально гармонизовать церковные отношения в независимой Украине, возникновение которой уже предвиделось. Еще в 1990 г. добился от патриарха Алексия ІІ независимости в управлении. А впоследствии заговорил об автокефалии. С моей точки зрения, именно благодаря позиции патриарха Филарета, которого, кстати, и сторонники, и противники, справедливо называют непоколебимым, во второй половине 90-х и далее в 2000-х идея автокефальной церкви в Украине не стала маргинальной, а превратилась в магистральную при любых общественно-политических раскладах. Потому что, к величайшему сожалению, автокефальное движение, которое возникло в конце 80-х, и УАПЦ продемонстрировали традиционную украинскую болезнь — нехватку менеджмента и полную несогласованность действий.
— Познакомился с патриархом Филаретом, когда он отвечал за подготовку и проведение 1000-летия Крещения Руси-Украины, — вспоминает первый президент Украины Леонид КРАВЧУК. — Время было непростое. Однако я еще тогда понял, что он стоит на проукраинских позициях. Кроме всего прочего, было очевидно, что Святейший — блестящий теолог, философ и переводчик. (Перевел несколько десятков богослужебных книг и трудов Святых Отцов. — Ред.). Таким он и остался. И сегодня патриарх Филарет как мудрый пастырь нас предостерегает, что общество с высокими технологиями, но без моральных ценностей непременно будет переживать кризис.
Выпуск газеты №:
№20, (2012)Section
Панорама «Дня»