Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Маэстро, подаривший «Сад божественных песен»...

Десять лет без Ивана Карабица
17 января, 00:00
ИВАН И МАРИАННА — ОДНА ИЗ НЕМНОГИХ ФОТОГРАФИЙ, ГДЕ ЗАПЕЧАТЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ ПАРА. СЕГОДНЯ МАРИАННА КОПИЦА ЖАЛЕЕТ, ЧТО ИЗ-ЗА ПРЕДРАССУДКОВ ПОЧТИ НЕ СНИМАЛАСЬ ВМЕСТЕ С МУЖЕМ, СЧИТАЯ, ЧТО ЭТО ПЛОХАЯ ПРИМЕТА / ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА КОМПОЗИТОРА
Начало на 1-й стр.

В этом году он пройдет уже в шестой раз. Несколько лет назад меня пригласили зайти в одну корпорацию. Оказалось, что Александр Карпов служил в армии вместе с Иваном. Теперь он — художник, архитектор, скульптор и меценат молодых талантов. Под эгидой Министерства образования и науки уже 15 лет проводит конкурсы юных художников. Александр Михайлович попросил помочь провести Конкурс молодых композиторов памяти И. Карабица. В этом году он пройдет второй раз и значительно расширит географию своих участников (не только из разных областей Украины, но и США, Польши).

Мне очень приятно, что в родной для нас с Иваном НМАУ уже семь лет проходят концерты под названием «Карабиц и его ученики» и «В кругу друзей Карабица». Ныне Валерий Матюхин — худрук ансамбля «Киевская камерата» — к 10-летию памяти Карабица подготовил специальную программу, которую презентует 7 февраля. Ученики Ивана Федоровича — рядом, я помогаю им, т.к. они люди очень скромные. Профессия композитора малочисленная, уединенная, требующая особого разговора с самим собой, это — люди поцелованные Богом. Мне кажется, что певец и композитор — две профессии, которым нельзя обучить, если у тебя нет таланта.

«ГДЕ ВАША СТРАНА — В АФРИКЕ?»

В 2010-м виолончелист Александр Пириев и пианист Артем Ляхович проявили инициативу провести украинско-российский фестиваль «Vivere Mementо». В Украинском культурном центре в Москве и Музее Глинки прошли концерты, лекции, круглые столы. Фортепианную музыку Карабица исполняли пианисты двух стран, а гала-концерт состоялся в Киеве. Фестиваль, названный в честь вокально-симфонической поэмы Карабица на слова Франко, в полной мере оправдал свое название — «Помнить о жизни»... Кстати, цикл Music-review Ukraine, который проходит в Фонде содействия культуры и искусств открывался музыкой Ивана Федоровича.

В этом году в Украинском культурном центре в Париже планируют провести серию концертов украинской музыки и стартовать с наследия Карабица, а также хотят, чтобы прозвучали сочинения: Мирослава Скорика, Игоря Щербакова, Валентина Сильвестрова. Во Франции — большая диаспора, подержавшая наша страну с первых лет Независимости. Вспоминаю, как месье Столярю, в ранге министра экономики Франции, а затем как советник президента Л.Кравчука, в середине 1990-х помогал открывать зарубежные банки в Украине, а также оказал содействие Карабицу, как продюсеру, чтобы впервые провести большое турне капеллы «Думка». Иван Федорович организовал гастроли «Думки» и по США. Кстати, пока только Карабицу из украинских современных композиторов, стоя, аплодировали американцы в Карнеги-холл в 1997 году. К 100-летию поселения украинкой эмиграции в Америку (1994), Ивану заказали написать произведение на стихи диссидента Мыколы Руденко. «Урочисту кантату» исполнил сводный хор «Думки», те, кто эмигрировал, и те, кто в 1990-е работал в капелле в Киеве. Собрались певцы из разных стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, США и др. — потомки тех, кто уехал из нашей страны в 1918 г. вместе с Александром Кошицем пропагандировать хоровое искусство Украинской Народной Республики, и, не приняв советскую власть, остались за рубежом. Это был грандиозный концерт!

Иван Федорович первым стал налаживать культурные мосты с Америкой. Кстати, после того турне на «Киев-Музик-Фест» приехали американские и французские композиторы. Этот фестиваль Карабиц задумал в 1990 г., чтобы пропагандировать украинскую культуру. Помню, как после поездки в Аргентину, Иван Федорович рассказывал, что был удивлен, когда официант ресторана, услышав украинскую речь, спросил: «Где ваша страна — в Африке»? С этого момента Иван и решил сделать все, чтобы об Украине узнали во всем мире. Ведь у нас такая огромная страна, мы — в центре Европы! Каждый должен на своем месте что-то делать для имиджа Украины. Кстати, когда на Майдане голодали студенты, то они приходили в зал консерватории, жали руку Карабицу и говорили, что его музыка — духовная пища. В ту пору в Киев приехал известный французский композитор с украинскими корнями Марьян Кузан с женой (она — родственница Дебюсси), потому что его племянник тоже голодал на Майдане. Знаете, если вспоминать «Киев-Музик-Фест», то это будет интересная история не только музыкальной культуры, но и становления нашей страны как независимого государства.

«ИМЕННО СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ КРЫМСКИЙ ВЗОРВАЛ НАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КУЛЬТУРЕ БАРОККО»

— У Ивана было два друга: композитор Валентин Сильвестров и не музыкант, академик Сергей Борисович Крымский (светлая ему память!). Оба любили приходить в гости еще с нашей студенческой поры, продолжает свой рассказ Марианна Копиця. — У Крымского жена была музыковедом, преподавала у меня, но разницы в возрасте мы не чувствовали. Кстати, идею написать музыку «Сад божественних пісень» на стихи Г. Сковороды для хора, солистов и симфонического оркестра мужу подсказал Сергей Борисович. Именно Крымский взорвал наше представление о культуре барокко и грандиозной фигуре Григория Саввича. Сегодня мы уже многое знаем о Сковороде-философе, а тогда, в конце 1960-х — начале 1970-х, работы Крымского стали открытием! Когда Иван писал свой «Сад...», то все время цитировал Сковороду. Это было его любимое произведение и сегодня считается, что это первое необарочное сочинение в украинской музыке, проложившее мостик от Бортнянского и Березовского к современности. Напомню, в советские времена духовная музыка была под запретом, а ведь наша национальная ментальность — именно в хоровой музыке! Каждая страна ассоциируется с определенным музыкальным жанром. Например, Италия — это опера, Венский классицизм (Австрия и Германия) — инструментальная и симфоническая музыка, а Украина — это хоровое искусство. Именно через него мы покоряем мир и вносим свои музыкальные дары в сокровищницу культуры...

«БЛИЖЕ ДРУГА ЧЕМ СИЛЬВЕСТРОВ, У ИВАНА НЕ БЫЛО»

Иван Федорович сам себя сделал. Он — из провинции, а стал выдающимся человеком. Вошел в семью киевской интеллигенции, когда познакомился с Марианной Копицой в студенческие годы. Она была очень красивой девушкой и имела массу поклонников. Карабиц приходил в дом, где собиралась украинская элита. Отец Марианны — Давид Демидович Копица, писатель, редактор журнала «Вітчизна», был директором Киевской киностудии им. Довженко (умер в 1965-м)...

— У Ивана была аура — притягивать людей, — подчеркнула М.Копица. — Он был скромным, очень начитанным парнем, со светящемся взором и огромным талантом. Когда впервые пришел в наш дом, то моя мама сказала: «Какой хороший мальчик! Дружи с ним»... Несмотря на то, что мы были студентами, она не отговаривала нас от раннего брака. Вы знаете, те, кто общался с Карабицем, сразу же попадали под его чары. Он был человеком высокой внутренней культуры, философского склада ума, интеллигентный, внимательный, скромный, добрый, очень отзывчивый — всегда готовый прийти на помощь...

Ближе друга, чем Сильвестров, у Ивана не было. У Валентина собиралась музыкальная молодежь, увлекающаяся авангардизмом, а также поэты, художники... Сильвестров был свидетелем на нашей свадьбе. Мы отмечали у нас дома. Валя и Ваня сидели в углу, увлеченно разговаривали. Жена Сильвестрова — Лариса, глядя них, сказала мне: «Ты выбрала трудную судьбу — быть женой композитора. Ты должна понимать, что он — особый человек! Создавать Ивану все условия для творчества. Склони голову и иди за ним»...

Иван сочинял музыку внутренним слухом. Он очень трепетно относился к каждому своему сочинению, мало говорил о том, что еще не родилось (боялся спугнуть мелодию, в чем-то разувериться)... Когда мы поженились с Иваном, моего отца уже не было в живых. Вы знаете, наверное, есть какие-то закономерности: отец умер на 59-м году жизни, а для Ивана роковым числом стало 57... Но если смерть моего отца можно объяснить: он прошел войну, имел 19 ран, то мой муж на здоровье не жаловался. Фактически, Иван Федорович умер из-за неправильно поставленного диагноза (он все время был на ногах, болея воспалением легких, гастролируя с лауреатами Конкурса им. В. Горовица с концертами в США). Когда муж вернулся в Киев, то долго покашливал. Врачи считали, что у него опухоль: назначили сильную химиотерапию и облучение. Предлагали сделать операцию. Наш сын Кирилл повез отца на консультацию в Австрию, и там выяснилось, что опухоли нет! А есть сожженные легкие... Муж температурил, его знобило. Но все равно Иван Федорович активно работал, как председатель жюри, провел конкурс «Горовиц-дебют», преподавал, писал музыку. Мы с детьми думали, что он перетрудился и вскоре выздоровит. До последней минуты муж был при памяти, мы строили планы на будущее... А смерть наступила из-за того, что у него отказали почки...

На годовщину смерти Ивана пришли с Сильвестровым на кладбище (Карабицу установлен оригинальный монумент в виде скрипичного ключа, изваянный скульптором Анатолием Валиевым из коростышевского мрамора. — Т.П.), и я рассказала Валентину, что Ваня не успел написать сочинение на латинский текст Сковороды. Его нотные задумки так и остались лежать в портфеле, с которым он не расставался, даже лежа в больницах. Сильвестров попросил дать ему эти ноты, а через месяц позвонил и сказал: «Я ухватил несколько тем». Так родилась «Элегия», которую Сильвестров дописал и посвятил своему товарищу...

Сегодня сын Кирилл делает все возможное, чтобы музыка Ивана Федоровича звучала. В середине декабря в Англии вместе с Симфоническим оркестром и при поддержке Радио Би-Би-Си прошел большой концерт, на котором исполнялись произведения Стравинского, Листа и Карабица, а за дирижерским пультом выступил Кирилл. Критики высоко оценили программу, отметив Второй концерт для фортепиано с оркестром Карабица. Это сочинение очень яркое, театрализованное. В середине произведения музыканты начинают хлопать, и публика подключается к овациям. По интернету шла трансляция концерта. Ведущий Би-Би-Си рассказывал о творчестве Ивана Федоровича и, в частности, историю создания этого концерта (она была связана с Чернобылем), а также о Кирилле как дирижере. Второй концерт для фортепиано с оркестром Карабиц написал в 1986 г, но произведение, несмотря на грустные события — авария на ЧАЭС, несет жизнеутверждающее начало... А в своем Третьем концерте («Голосіння») Иван Федорович сумел передать всю ту боль, которую принесла техногенная катастрофа в Чернобыле. Это сочинение — как наше покаяние перед потомками...

СПРАВКА «Дня»

Иван Федорович КАРАБИЦ (1945—2002 гг.) — известный украинский композитор, дирижер, педагог, общественный деятель и продюсер. Родился 17 января в греческой семье в деревне Ялта (ныне Первомайского района Донецкой области). Затем его судьба была связана с Дзержинском, Артемовском и Киевом. Маэстро много гастролировал не только в Украине, но и за рубежом. До сих пор Иван Карабиц — единственный из украинских современных композиторов, чья музыка исполнялась в самом престижном зале США — Карнеги-холле.

В 1971 г. Иван Федорович окончил Киевскую консерваторию (ныне НМАУ им. П. Чайковского) по специальности композиция по классу профессора Бориса Лятошинского, а в 1975-м — аспирантуру под руководством Мирослава Скорика.

1968—1975 гг. — дирижер Ансамбля песни и танца (Киев). 1989—2001 гг. — музыкальный директор Международного фестиваля «Киев-Музик-Фест».

Иван Карабиц оставил фундаментальное творческое наследие во всех жанрах! Он — автор трех симфоний, двух оратории, двух концертов для фортепиано с оркестром, трех концертов для оркестра, больших симфоническо-хоровых опусов, среди которых такие жемчужины, как «Сад божественных пісень» на стихотворения Г. Сковороды, «Vivere memento» на стихотворения И. Франко, «Заклинание огня», «Киевские фрески», вокальные циклы «На берегу вечности», «Мать» и другие произведения на стихотворения Б. Олийныка, а также более 50-ти эстрадных песен, музыки к художественным кинофильмам и театральным спектаклям...

Карабиц был профессором НМАУ, членом Национальной комиссии по вопросам культуры при ЮНЕСКО.

Иван Федорович умер 20 января 2002 г. Похоронен на Байковом кладбище.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать