Маэстро, подаривший «Сад божественных песен»...
Десять лет без Ивана Карабица![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120117/45-8-1.jpg)
В этом году он пройдет уже в шестой раз. Несколько лет назад меня пригласили зайти в одну корпорацию. Оказалось, что Александр Карпов служил в армии вместе с Иваном. Теперь он — художник, архитектор, скульптор и меценат молодых талантов. Под эгидой Министерства образования и науки уже 15 лет проводит конкурсы юных художников. Александр Михайлович попросил помочь провести Конкурс молодых композиторов памяти И. Карабица. В этом году он пройдет второй раз и значительно расширит географию своих участников (не только из разных областей Украины, но и США, Польши).
Мне очень приятно, что в родной для нас с Иваном НМАУ уже семь лет проходят концерты под названием «Карабиц и его ученики» и «В кругу друзей Карабица». Ныне Валерий Матюхин — худрук ансамбля «Киевская камерата» — к 10-летию памяти Карабица подготовил специальную программу, которую презентует 7 февраля. Ученики Ивана Федоровича — рядом, я помогаю им, т.к. они люди очень скромные. Профессия композитора малочисленная, уединенная, требующая особого разговора с самим собой, это — люди поцелованные Богом. Мне кажется, что певец и композитор — две профессии, которым нельзя обучить, если у тебя нет таланта.
«ГДЕ ВАША СТРАНА — В АФРИКЕ?»
В 2010-м виолончелист Александр Пириев и пианист Артем Ляхович проявили инициативу провести украинско-российский фестиваль «Vivere Mementо». В Украинском культурном центре в Москве и Музее Глинки прошли концерты, лекции, круглые столы. Фортепианную музыку Карабица исполняли пианисты двух стран, а гала-концерт состоялся в Киеве. Фестиваль, названный в честь вокально-симфонической поэмы Карабица на слова Франко, в полной мере оправдал свое название — «Помнить о жизни»... Кстати, цикл Music-review Ukraine, который проходит в Фонде содействия культуры и искусств открывался музыкой Ивана Федоровича.
В этом году в Украинском культурном центре в Париже планируют провести серию концертов украинской музыки и стартовать с наследия Карабица, а также хотят, чтобы прозвучали сочинения: Мирослава Скорика, Игоря Щербакова, Валентина Сильвестрова. Во Франции — большая диаспора, подержавшая наша страну с первых лет Независимости. Вспоминаю, как месье Столярю, в ранге министра экономики Франции, а затем как советник президента Л.Кравчука, в середине 1990-х помогал открывать зарубежные банки в Украине, а также оказал содействие Карабицу, как продюсеру, чтобы впервые провести большое турне капеллы «Думка». Иван Федорович организовал гастроли «Думки» и по США. Кстати, пока только Карабицу из украинских современных композиторов, стоя, аплодировали американцы в Карнеги-холл в 1997 году. К 100-летию поселения украинкой эмиграции в Америку (1994), Ивану заказали написать произведение на стихи диссидента Мыколы Руденко. «Урочисту кантату» исполнил сводный хор «Думки», те, кто эмигрировал, и те, кто в 1990-е работал в капелле в Киеве. Собрались певцы из разных стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, США и др. — потомки тех, кто уехал из нашей страны в 1918 г. вместе с Александром Кошицем пропагандировать хоровое искусство Украинской Народной Республики, и, не приняв советскую власть, остались за рубежом. Это был грандиозный концерт!
Иван Федорович первым стал налаживать культурные мосты с Америкой. Кстати, после того турне на «Киев-Музик-Фест» приехали американские и французские композиторы. Этот фестиваль Карабиц задумал в 1990 г., чтобы пропагандировать украинскую культуру. Помню, как после поездки в Аргентину, Иван Федорович рассказывал, что был удивлен, когда официант ресторана, услышав украинскую речь, спросил: «Где ваша страна — в Африке»? С этого момента Иван и решил сделать все, чтобы об Украине узнали во всем мире. Ведь у нас такая огромная страна, мы — в центре Европы! Каждый должен на своем месте что-то делать для имиджа Украины. Кстати, когда на Майдане голодали студенты, то они приходили в зал консерватории, жали руку Карабицу и говорили, что его музыка — духовная пища. В ту пору в Киев приехал известный французский композитор с украинскими корнями Марьян Кузан с женой (она — родственница Дебюсси), потому что его племянник тоже голодал на Майдане. Знаете, если вспоминать «Киев-Музик-Фест», то это будет интересная история не только музыкальной культуры, но и становления нашей страны как независимого государства.
«ИМЕННО СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ КРЫМСКИЙ ВЗОРВАЛ НАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КУЛЬТУРЕ БАРОККО»
— У Ивана было два друга: композитор Валентин Сильвестров и не музыкант, академик Сергей Борисович Крымский (светлая ему память!). Оба любили приходить в гости еще с нашей студенческой поры, продолжает свой рассказ Марианна Копиця. — У Крымского жена была музыковедом, преподавала у меня, но разницы в возрасте мы не чувствовали. Кстати, идею написать музыку «Сад божественних пісень» на стихи Г. Сковороды для хора, солистов и симфонического оркестра мужу подсказал Сергей Борисович. Именно Крымский взорвал наше представление о культуре барокко и грандиозной фигуре Григория Саввича. Сегодня мы уже многое знаем о Сковороде-философе, а тогда, в конце 1960-х — начале 1970-х, работы Крымского стали открытием! Когда Иван писал свой «Сад...», то все время цитировал Сковороду. Это было его любимое произведение и сегодня считается, что это первое необарочное сочинение в украинской музыке, проложившее мостик от Бортнянского и Березовского к современности. Напомню, в советские времена духовная музыка была под запретом, а ведь наша национальная ментальность — именно в хоровой музыке! Каждая страна ассоциируется с определенным музыкальным жанром. Например, Италия — это опера, Венский классицизм (Австрия и Германия) — инструментальная и симфоническая музыка, а Украина — это хоровое искусство. Именно через него мы покоряем мир и вносим свои музыкальные дары в сокровищницу культуры...
«БЛИЖЕ ДРУГА ЧЕМ СИЛЬВЕСТРОВ, У ИВАНА НЕ БЫЛО»
Иван Федорович сам себя сделал. Он — из провинции, а стал выдающимся человеком. Вошел в семью киевской интеллигенции, когда познакомился с Марианной Копицой в студенческие годы. Она была очень красивой девушкой и имела массу поклонников. Карабиц приходил в дом, где собиралась украинская элита. Отец Марианны — Давид Демидович Копица, писатель, редактор журнала «Вітчизна», был директором Киевской киностудии им. Довженко (умер в 1965-м)...
— У Ивана была аура — притягивать людей, — подчеркнула М.Копица. — Он был скромным, очень начитанным парнем, со светящемся взором и огромным талантом. Когда впервые пришел в наш дом, то моя мама сказала: «Какой хороший мальчик! Дружи с ним»... Несмотря на то, что мы были студентами, она не отговаривала нас от раннего брака. Вы знаете, те, кто общался с Карабицем, сразу же попадали под его чары. Он был человеком высокой внутренней культуры, философского склада ума, интеллигентный, внимательный, скромный, добрый, очень отзывчивый — всегда готовый прийти на помощь...
Ближе друга, чем Сильвестров, у Ивана не было. У Валентина собиралась музыкальная молодежь, увлекающаяся авангардизмом, а также поэты, художники... Сильвестров был свидетелем на нашей свадьбе. Мы отмечали у нас дома. Валя и Ваня сидели в углу, увлеченно разговаривали. Жена Сильвестрова — Лариса, глядя них, сказала мне: «Ты выбрала трудную судьбу — быть женой композитора. Ты должна понимать, что он — особый человек! Создавать Ивану все условия для творчества. Склони голову и иди за ним»...
Иван сочинял музыку внутренним слухом. Он очень трепетно относился к каждому своему сочинению, мало говорил о том, что еще не родилось (боялся спугнуть мелодию, в чем-то разувериться)... Когда мы поженились с Иваном, моего отца уже не было в живых. Вы знаете, наверное, есть какие-то закономерности: отец умер на 59-м году жизни, а для Ивана роковым числом стало 57... Но если смерть моего отца можно объяснить: он прошел войну, имел 19 ран, то мой муж на здоровье не жаловался. Фактически, Иван Федорович умер из-за неправильно поставленного диагноза (он все время был на ногах, болея воспалением легких, гастролируя с лауреатами Конкурса им. В. Горовица с концертами в США). Когда муж вернулся в Киев, то долго покашливал. Врачи считали, что у него опухоль: назначили сильную химиотерапию и облучение. Предлагали сделать операцию. Наш сын Кирилл повез отца на консультацию в Австрию, и там выяснилось, что опухоли нет! А есть сожженные легкие... Муж температурил, его знобило. Но все равно Иван Федорович активно работал, как председатель жюри, провел конкурс «Горовиц-дебют», преподавал, писал музыку. Мы с детьми думали, что он перетрудился и вскоре выздоровит. До последней минуты муж был при памяти, мы строили планы на будущее... А смерть наступила из-за того, что у него отказали почки...
На годовщину смерти Ивана пришли с Сильвестровым на кладбище (Карабицу установлен оригинальный монумент в виде скрипичного ключа, изваянный скульптором Анатолием Валиевым из коростышевского мрамора. — Т.П.), и я рассказала Валентину, что Ваня не успел написать сочинение на латинский текст Сковороды. Его нотные задумки так и остались лежать в портфеле, с которым он не расставался, даже лежа в больницах. Сильвестров попросил дать ему эти ноты, а через месяц позвонил и сказал: «Я ухватил несколько тем». Так родилась «Элегия», которую Сильвестров дописал и посвятил своему товарищу...
Сегодня сын Кирилл делает все возможное, чтобы музыка Ивана Федоровича звучала. В середине декабря в Англии вместе с Симфоническим оркестром и при поддержке Радио Би-Би-Си прошел большой концерт, на котором исполнялись произведения Стравинского, Листа и Карабица, а за дирижерским пультом выступил Кирилл. Критики высоко оценили программу, отметив Второй концерт для фортепиано с оркестром Карабица. Это сочинение очень яркое, театрализованное. В середине произведения музыканты начинают хлопать, и публика подключается к овациям. По интернету шла трансляция концерта. Ведущий Би-Би-Си рассказывал о творчестве Ивана Федоровича и, в частности, историю создания этого концерта (она была связана с Чернобылем), а также о Кирилле как дирижере. Второй концерт для фортепиано с оркестром Карабиц написал в 1986 г, но произведение, несмотря на грустные события — авария на ЧАЭС, несет жизнеутверждающее начало... А в своем Третьем концерте («Голосіння») Иван Федорович сумел передать всю ту боль, которую принесла техногенная катастрофа в Чернобыле. Это сочинение — как наше покаяние перед потомками...
СПРАВКА «Дня»
Иван Федорович КАРАБИЦ (1945—2002 гг.) — известный украинский композитор, дирижер, педагог, общественный деятель и продюсер. Родился 17 января в греческой семье в деревне Ялта (ныне Первомайского района Донецкой области). Затем его судьба была связана с Дзержинском, Артемовском и Киевом. Маэстро много гастролировал не только в Украине, но и за рубежом. До сих пор Иван Карабиц — единственный из украинских современных композиторов, чья музыка исполнялась в самом престижном зале США — Карнеги-холле.
В 1971 г. Иван Федорович окончил Киевскую консерваторию (ныне НМАУ им. П. Чайковского) по специальности композиция по классу профессора Бориса Лятошинского, а в 1975-м — аспирантуру под руководством Мирослава Скорика.
1968—1975 гг. — дирижер Ансамбля песни и танца (Киев). 1989—2001 гг. — музыкальный директор Международного фестиваля «Киев-Музик-Фест».
Иван Карабиц оставил фундаментальное творческое наследие во всех жанрах! Он — автор трех симфоний, двух оратории, двух концертов для фортепиано с оркестром, трех концертов для оркестра, больших симфоническо-хоровых опусов, среди которых такие жемчужины, как «Сад божественных пісень» на стихотворения Г. Сковороды, «Vivere memento» на стихотворения И. Франко, «Заклинание огня», «Киевские фрески», вокальные циклы «На берегу вечности», «Мать» и другие произведения на стихотворения Б. Олийныка, а также более 50-ти эстрадных песен, музыки к художественным кинофильмам и театральным спектаклям...
Карабиц был профессором НМАУ, членом Национальной комиссии по вопросам культуры при ЮНЕСКО.
Иван Федорович умер 20 января 2002 г. Похоронен на Байковом кладбище.