«Его называли украинским Климтом»
IV Большой антикварный салон представил ретроспективу легендарного украинского художника-шестидесятника Виктора Зарецкого![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20111212/4227-8-1.jpg)
В «Мистецькому Арсеналі» открылся IV Большой антикварный салон. Оружие, иконы, живопись — традиционные экспонаты экспозиции раритетных произведений искусства. Впрочем, наибольшим достижением нынешнего Большого антикварного салона в «Мистецькому Арсеналі», по мнению посетителей, опрошенных «Днем», стала ретроспектива работ художника-шестидесятника Виктора Зарецкого. «Это уникальная и неповторимая выставка, — поделился впечатлениями с «Днем» известный политик и общественный деятель Николай Жулинский. — Последний раз полноценную экспозицию работ Виктора Зарецкого широкая публика имела возможность видеть 20 лет тому назад, в Национальном музее. А «Мистецькому Арсеналу» удалось сегодня собрать очень много работ этого великого художника, которого украинцы только начинают для себя открывать, узнавать».
«При жизни Зарецкий имел всего одну полноценную выставку», — вспоминает подруга художника, украинский живописец и мастер декоративного искусства Людмила Семакина. По ее словам, всего за год до смерти, в 1989 г., друзья организовали выставку Зарецкого в Киевском доме ученых. Тогда же 29 работ закупили для аукциона «Кристи». До этого работы Зарецкого выставлялись только по одной на разных республиканских выставках.
По мнению генерального продюсера Украинской недели моды Владимира Нечипорука, выставка Зарецкого и его тема для украинцев сегодня как никогда актуальна. «Он был человеком эпохи великих личностей. Сегодня для украинцев тоже наступило время, когда нужно определить, выделить, объединить таких людей, людей великих и сильных духом, таких, какими были шестидесятники, чтобы вытянуть Украину из болота грабежа и жадности, в котором она погрязла», — поделился он своими мыслями с «Днем».
«Мне очень нравится эстетика Зарецкого, его позитив... Он шел вразрез с эпохой, в которой жил, он опережал ее, был выше, — заметил в интервью «Дню» актер, телеведущий, шоумен и певец Антин Мухарский. — Настоящий художник — это не только умение рисовать. Это нужно уметь — жить жизнью художника». По мнению Мухарского, сегодня украинцам необходимо поучиться у Зарецкого умению верить в свои принципы и не отступать от идеалов. Художника не признавали: не признавала власть и коллеги по цеху. Но он искренне и последовательно оставался самим собой и потому очень выделялся даже среди художников. Зарецкий с отчаянной преданностью делал то, что «система» не заказывала. Как художник он сумел сделать самое важное для себя — стать узнаваемым. «Зарецкий узнаваем с первого взгляда. А это чрезвычайно важно. Как для композитора важно быть узнаваемым с трех нот, так для художника важно быть узнаваемым в работе», — комментирует «Дню» Мухарский.
«Жизненный путь и творческая судьба уже легендарного для украинского искусства художника Виктора Зарецкого в ретроспективе кажутся не просто четкими и выразительными, а даже гипертрофированной метафорой жизни души украинца в советской действительности 50—80-х годов», — говорит вдохновитель проекта ретроспективы Зарецкого в «Мистецькому арсеналі», автор книжки «Терези долі Віктора Зарецького», заслуженный деятель искусств Олеся Авраменко.
Для того чтобы представить в Большом антикварном салоне Зарецкого наиболее полно, свои усилия объединили 14 музеев и ряд частных коллекционеров. Ретроспектива получилась действительно впечатляющей. В ней Зарецкий разный — от реалистичных шахтеров и доярок, прославивших художника в 50-е годы прошлого века на весь СССР, до мистических модерных портретов красивых обнаженных женщин в стиле климтовской сецессии. Очень сильно выглядят первые проявления вольнодумства Зарецкого, рефлексии над «проклятым прошлым» («Нічний арешт», 1962 год; «Чужі», 1962 год) и более поздние осмысленные работы — «Василь Стус. Орач», 1989 год.
«Это очень большая выставка, наиболее масштабная из всех, представленных ранее. Она превосходит также весьма представительскую выставку 1992 года, на которой были выставлены картины только киевских собраний. На этой выставке впервые собраны картины из разных галерей и частных коллекций. Среди них есть очень известные полотна, такие как «Доярки» харьковского музея, другие работы», — заметил сын Виктора Зарецкого Алексей.
«Витя счастливый человек. Он имел такую профессию и оставил такое наследие! Эту кисть после трагедии он не выпускал из рук ни на минуту и спасал себя красивыми пейзажами, прекрасными дамами. Из них делал королев и цариц. Это действительно юная душа, которая так воспринимала этот мир. И я пришла поклониться таланту этого гения», — рассказала «Дню» народная артистка Украины Раиса Недашковская.
Выпуск газеты №:
№227, (2011)Section
Тайм-аут