Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

На службе у музыки

Сегодня генеральный директор Национальной филармонии Украины Дмитрий Остапенко празднует 65-летний юбилей
02 ноября, 20:02
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Трудно представить, какой бы была (и вообще была ли бы!) Национальная филармония Украины, если бы в начале независимости, в 1992 году, ее не возглавил Дмитрий Иванович — талантливый музыкант-исполнитель и человек с многолетним управленческим стажем. В неполных 30 лет молодой человек родом с Полтавщины успел заявить о себе на Республиканском фестивале творческой молодежи, приобрести педагогический опыт в Харьковском институте культуры и поработать в Харьковском обкоме комсомола. Исключительный случай — 31-летний (!) директор Харьковского академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко. Факты говорят сами за себя. Перечень последующих государственных должностей (вплоть до руководителя Министерства культуры Украины), в принципе, можно и не продолжать. Вместо этого предоставим слово коллегам и старым друзьям Дмитрия Ивановича, которым есть что сказать и что вспомнить о юбиляре.

Евгений СТАНКОВИЧ, композитор, почетный президент Национального союза композиторов Украины, заведующий кафедрой композиции Национальной музыкальной академии Украины:

— Одно время Дмитрий Иванович был министром культуры, сейчас — директор Национальной филармонии, но я не воспринимаю его как человека, который занимается административными делами. Для меня и для большинства украинских композиторов он прежде всего очень хороший музыкант, наш коллега. Познакомились мы около 30 лет назад в Харьковской опере. Ныне покойный Владимир Золотухин представил мне Остапенко как талантливого и очень порядочного человека. Время подтвердило его слова. Дмитрий Иванович работал на многих руководящих должностях. Хотя «руководящих» — не совсем точное слово, скорее — государственных. Он всегда очень осторожно относился к людям искусства, принимал взвешенные решения. Это свидетельствует о его высокой внутренней культуре, которой не может научить ни одна школа. Высокие должности для любого нелегки, они держат человека в постоянном напряжении. Даже трудно представить, что значит быть министром культуры в смутных 1990-х, когда менялась система, менялось (к сожалению, в худшую сторону) отношение к искусству. Однако Дмитрий Иванович достойно выдержал все испытания. И сейчас он делает все что может в каждой конкретной ситуации в рамках своих полномочий. Ведь не нужно забывать, что даже у директора филармонии есть свои начальники и своя ответственность. В юбилейный день хочу пожелать ему больших успехов, но главное — здоровья. И дальше работать там, где он хочет, и делать ту работу, которую он любит. Что еще можно пожелать человеку, достойно распорядившемуся собственной жизнью? Только удачи и продолжать в том же духе.

Юрий ЗИЛЬБЕРМАН, президент Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица:

— Мы с Дмитрием Ивановичем заканчивали один вуз — Харьковский институт культуры, но тесно стали сотрудничать уже в Киеве, когда Остапенко стал генеральным директором филармонии. Он профессионал во всех отношениях, человек, который определяет для себя высокую планку и всегда этой планки придерживается. Дмитрий Иванович знает мир музыки, всех великих музыкантов. В любых ситуациях он моментально схватывает главное и тут же принимает решение. Оперативность Остапенко поразительна! В частности, вспоминается одна история, связанная с Конкурсом им. В. Горовица. После того как в 1995 году мы провели первый конкурс, некая профессор Харьковской консерватории, которая в том же году провела «свой» конкурс Горовица, заявила, что состязание будет проходить только в Харькове. И вот мы сидим в кабинете у Остапенко (он тогда был министром культуры). Потоки информации, всяких слов с моей стороны и с ее стороны... Проходит полтора часа, и Дмитрий Иванович, наконец, тихо и спокойно говорит: «Вы все сказали друг другу? Теперь скажите, пожалуйста, когда вы провели конкурс?» — «В апреле». — «А когда в Харькове прошел конкурс?» — «В декабре». — «Так о чем мы говорим? Все, вопрос решен»! Меня очень подкупило его поведение в той непростой ситуации. Еще один показательный случай. Сложнейший день в филармонии, люди не выходят из кабинета, ссоры, решение каких-то вопросов. И вдруг Дмитрий Иванович говорит: «Извините, у меня через пять минут ученица». Встал, вышел и сел заниматься. Консерваторские ученики для него — это святое... 15 лет назад, когда создавался филармонический оркестр, в новый коллектив пришла молодежь, которая, фактически, до этого никогда не играла в оркестрах, ничего толком не умела. А сейчас это — один из лучших оркестров Европы! Безусловно, в этом огромная заслуга дирижера Николая Дядюры. Но кто создал этот оркестр? Его создал Дмитрий Остапенко! Тихо, без лишнего шума... Сейчас я наблюдаю, как он так же тихо и уверенно раскручивает филармонические микрофестивали: один, второй, третий, четвертый... Это типичное качество лидера: видеть, что сейчас модно и нужно, спокойно принимать решения и воплощать их в жизнь. Еще десять лет назад очень сложно было планировать филармонические мероприятия, репертуарная афиша составлялась в последний момент, на ходу. Сегодня же полностью расписан 2013-й год, на два года вперед! В этом смысле Национальная филармония вышла на мировой уровень. Конечно, хотелось бы, чтобы чаще приобретали новые инструменты. Ведь за 15 лет в Национальной филармонии не появилось ни одного нового рояля, а согласно мировым стандартам концертный рояль нужно менять каждые четыре года! Но что поделаешь, есть в нашей стране известное отношение к искусству... А благодаря именно Дмитрию Остапенко очень многое сделано, колоссально много.

Николай ДЯДЮРА, главный дирижер Симфонического оркестра Национальной филармонии Украины:

— Мне кажется, что с Дмитрием Ивановичем мы знакомы всю жизнь. Все, что нас связывает, — это профессия. Благодаря Остапенко у нас есть филармония! Напомню, в начале 1990-х, на месте лучшего акустического зала Киева планировали соорудить... стоянку для автомобилей и экскурсионных автобусов! В то время, когда в Украине случился дефолт и все находились в страшной ситуации, у Дмитрия Остапенко хватило решительности и инициативы организовать новый Симфонический оркестр. В этом — его вторая великая заслуга. Не могу сказать, что с Дмитрием Ивановичем легко работать. Он достаточно требовательный человек, крайне принципиальный, не склонный к компромиссам. Он из тех, кто, придя на работу, занимается только работой, больше ничем. Настоящий руководитель, настойчивый, но в то же время понятный и прогнозируемый. У нас бывали довольно острые споры. Но все они решались в рабочем порядке, и ни в коем случае не отражались на человеческих отношениях. Еще одно его качество, которое мне очень импонирует, — это невероятная любовь к своей семье. К сожалению, сейчас это встречается не так часто, кажется, скорее, исключением из правила.

СПРАВКА «Дня»

Остапенко Дмитрий Иванович родился 3 ноября 1946 года в с. Новачиха Хорольского района Полтавской области. В 1964-ом окончил Полтавское музыкальное училище им. Н. Лысенко, а в 1968 г. — Харьковский институт искусств по специальности «Домра» с квалификацией «Концертный исполнитель, дирижер оркестра народных инструментов, преподаватель».

В 1966 — 1968 гг. — артист Ансамбля народных инструментов Харьковской филармонии; 1968 — 1969 гг. — преподаватель по классу народных инструментов Харьковского культурно-просветительного училища;

1977 — 1982 гг. — директор Харьковского академического театра оперы и балета имени Н. Лысенко;

1992—1995 гг. — генеральный директор — художественный руководитель Национальной филармонии Украины;

1995 — 1999 гг. — министр культуры и искусств Украины;

1999 — до настоящего времени — генеральный директор Национальной филармонии Украины.

В 1998 г. Дмитрию Ивановичу присвоено ученое звание профессора кафедры народных инструментов Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского. В 2003 году ему присвоено высокое звание народного артиста Украины.

Д. Остапенко имеет более 30 единоличных научных, методических, публицистических, критических трудов.

По инициативе и при непосредственном участии Остапенко в Национальной филармонии созданы новые художественные коллективы: симфонический оркестр, квартет баянистов, квартет гитаристов, инструментальный ансамбль «Джерело». Основаны и успешно проводятся Международный фестиваль гитарной музыки и Международный конкурс гитаристов в Украине, цикл концертов «Вечера украинской музыки. Наследие и современность».

Работая в правительстве, Д. Остапенко был автором многих культурно-художественных проектов, в частности Дней культуры Украины в Казахстане, Словакии, Болгарии, Узбекистане, России, Франции, участником и организатором проектов по реконструкции и капитальному ремонту выдающихся памятников культуры — зданий Национальной филармонии Украины, Национального дворца «Украина», Культурного центра Украины в г. Москве, Национального историко-культурного заповедника «Древний Галич», возглавлял оргкомитеты Международных конкурсов имени Н. Лысенко, юных пианистов памяти Владимира Горовица, исполнителей на украинских народных инструментах им. Игната Хоткевича, конкурса камерных исполнителей и др.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать