Сохранить Софию... и софийность бытия
Главный храм Киевской Руси празднует свое тысячелетие![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110920/4168-1-2.jpg)
«Этот собор уже с первого дня его существования, вероятно, немногие считали обителью для бога — он воспринимался как надежное пристанище человеческого духа, (...) и каждый пытался стереть его с земной поверхности, но собор стоял, неколебимо, вечно, так будто не построен был, а вырос из щедрот киевской земли...» — вряд ли кто смог бы более метко описать сущность Софии Киевской, чем Павел Загребельный в своем романе «Диво». Немало падений и всплесков человеческих душ, душевного богатства и бедности выпало увидеть ликам святых на древних фресках в соборе за это тысячелетие. Сегодня София Киевская — музей, но и духовный центр, «пристанище человеческого духа», материальное воплощение мудрости и внутренней силы наших предков. Как и другие сакральные достопримечательности нашей культуры, она является лакмусовой бумагой, которая показывает наличие в украинского народа духовности, национальной памяти, веры и умения принять, сохранить и преумножить культурное наследие, а еще она — неисчерпаемый источник знаний.
«Я глубоко убеждена, что София — это не просто исходная матрица и мудрость бытия, а памятник истории, который призывает нас к единению. В частности, об этом говорит буквально вся стенопись Софии. Знание — это то, чего от нас требует сам Господь. Поэтому, когда мы познаем что-то новое, мы приближаемся к нему. И в этом смысле София предоставляет просто неисчерпаемые возможности», — считает доктор исторических наук, профессор Надежда Никитенко, которая посвятила исследованию храма не один десяток лет. Кстати, именно она открыла и обосновала факт возникновения Софии в 1011 — 1018 годах, на изломе правления крестителя Руси Владимира Великого и его сына Ярослава Мудрого.
О Софии Киевской — не только как о храме, а прежде всего как о духовном центре рассказывал выдающийся философ Сергей Борисович Крымский. Именно он употребил по отношению к храму термин «софийность», который в интерпретации древних греков означал мудрость бытия. «Как Парфенон был транслятором античной традиции в Западную Европу, Киевская София была транслятором античной традиции в Восточную Европу», — говорил украинский мыслитель. Чрезвычайно интересную, живую интеллектуальную экскурсию от Сергея Борисовича по духовному пространству Софии «День» публиковал еще в 2001 году («Эффект высокого неба» № 72, 77). Кстати, она до сих пор не потеряла своего значения.
Сегодня Софию Киевскую часто воспринимают как музейный объект, обходя вниманием ее сакральное значение. Как и любой исторический памятник, София окружена мифами и легендами, которые формировались также и во времена Советского Союза, когда понятия духовности и сакральности нивелировались. Чтобы не воспринимать Софию Киевскую как памятник победе князя Ярослава Мудрого над печенегами, а шире смотреть на исторический контекст, «очень по-советскому выглядит сегодня утверждение, что Софию Киевскую построили в честь победы руського войска над печенегами. София строилась как памятник триумфа христианской веры, премудрости Божьей, которая воцарилась на Руси. Конечно, София — это не просто памятник всеевропейского масштаба, это храм с мировым именем», — считает Надежда Никитенко.
Ярким подтверждением мирового значения Софии Киевской, ее влияния на формирование мировоззрения людей разных эпох и стран свидетельствует своего рода легенда, что вроде бы в 1930-е годы большевики хотели уничтожить Софийский собор, но им помешал французский писатель Ромен Роллан. Во время встречи в Москве со Сталиным Роллан вроде бы попросил не разрушать храм, который построил отец французской королевы Анны. Легенда хотя и не имеет документального подтверждения, однако легко могла иметь место в реальной жизни.
Бездуховность, которая сегодня господствует во всех областях жизни, является едва ли не наибольшим вызовом сакральной функции Софии Киевской и других духовных центров украинского народа. Выстояв под натиском исторических перипетий, сегодня собор защищается от невежества и духовной бедности некоторых потомков когда-то могучего Древнего Киева. «Празднование тысячелетия Софии Киевской может стать толчком к росту интереса людей к историческому и культурному наследию, но оно может стать (и боюсь, что станет) просто случайным явлением. Отпразднуют и забудут. А должна быть какая-то постоянно действующая программа, которая влияла бы на молодежь», — убежден директор Института философии Мирослав Попович.
У нас есть все возможности заново открыть для себя «ту же» Софию Киевскую, отойти от восприятия ее лишь как музейного объекта. На протяжении недели на территории заповедника будут проходить самые разнообразные мероприятия: от показа документальной ленты «София Киевская: первое тысячелетие» до открытия отреставрированных Врат Заборовского ХVIII века, от презентации памятной монеты до высадки деревьев в возрожденном Митрополичьем саду.
Выпуск газеты №:
№168, (2011)Section
Панорама «Дня»