«Киевская сюита» звучит на Буковине
К 100-летнему юбилею Сергея Шишко открылась выставка работ известного художника
В Черновицком областном художественном музее развернута выставка картин известного украинского живописца Сергея Шишко, посвященная 100-летию со дня рождения художника. В рамках празднования этой даты дирекцией художественных выставок Министерства культуры и туризма Украины запланирован просмотр картин Сергея Шишко в большинстве областных центров нашего государства. Первыми увидели работы известного художника житомиряне, а теперь экспозиция презентована в Черновцах. Напомним, это уже вторая выставка от дирекции художественных выставок (после экспозиции картин Глущенко), привлекающая значительное внимание широкого круга почитателей искусства.
Жизнь и творчество Сергея Федоровича вместились в рамки эпохи бывшего СССР. Родился Шишко 25 июня 1911 г. на Черниговщине, природу которой впоследствии искусно изобразил в своих пейзажах. Он учился в Киевском художественном институте (1933 г., класс Федора Кричевского), окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии искусств в Ленинграде. Наиболее известны в его творчестве циклы самаркандских и загорских этюдов, фронтовых этюдов и этюдов разрушенного войной Киева, цикл карпатских пейзажей, пейзажи шевченковских мест, крымские этюды, индустриальные пейзажи и полотна, посвященные колхозной жизни, сельские пейзажи. В творческом наследии Сергея Шишко есть также портреты и натюрморты. Произведения художника экспонировались на многочисленных выставках как в УССР, так и за рубежом.
Но главное достижение творческой жизни Сергея Федоровича — изображения Киева. Этот город больше всего вдохновлял художника. Более 40 лет он создавал серию «Киевская сюита», в которую вошло свыше 100 картин и этюдов. Одним из самых любимых мотивов творчества художника была улица с ее водоворотом жизни. Он рисует городские улицы в разные времена года, в праздники и в будни. Фигуры людей на картинах художника — это обязательный, творчески обусловленный элемент композиции. Ведь именно люди, их жизнь, их чувства и эмоции — это и есть город.
Когда говорят о жанровых предпочтениях художника, чаще упоминают пейзаж. Но в творческом багаже Шишко встречаются интересные работы, выполненные, кажется, на грани жанров. Пример такого своеобразного симбиоза — картина «Окно» (1959 г.). Первый план полотна — подоконник, на котором — весь арсенал живописца: палитра со смешанными красками, кисточки в кувшине, чуть дальше — ваза с полевыми цветами. Это был бы обычный натюрморт, если бы не второй план картины. Через открытое окно перед зрителем предстает ночной город с новостройками, которые еще только возводятся, сияющими окнами жилых домов, далекими, уже совсем окутанными тьмой кручами (в которых при желании можно увидеть киевские холмы).
Высокий профессионализм и глубокий художественный талант, прекрасное чувство цвета и искусная композиция — так характеризуют творчество Сергея Шишко искусствоведы. Художник в своих полотнах говорил только о самом важном, только о том, что знал и любил сам. «Я пишу то, что вокруг меня. Для меня пейзаж — это средство познания мира... Я всегда начинаю работать только тогда, когда поэтическое, красивое, прежде всего в цветовой гамме, открывается в самой реальной действительности; когда чувствую, что не могу не писать... Важную роль при этом играют не только непосредственные впечатления, но и воспоминания, ассоциации и мечты», — говорил мастер.
Нужно заметить, что 1970—1980 гг. характеризуются изменениями в стилистике и тематике картин. Художник увлекается натюрмортом. Цветы в вазах — такой мотив становится визитной карточкой и большой страстью этого периода. Натюрморты с огромным количеством самых разнообразных цветов составляют еще один цикл работ и являются, наверное, самыми яркими и самыми оптимистичными из всего творческого наследия. Эти картины — «живые», они словно составные элементы Природы, откуда черпал вдохновение, в которой искал спасения автор. К сожалению, в личной жизни Сергея Федоровича в эти годы хватало трагизма (тяжело болела жена, рано умерла талантливая дочь-калека — обо всем этом обычно не принято вспоминать), и его полотна — это гимн жизни, вечным и мудрым законам вселенной. Разноцветные, разные по настроению: то хрупко-нежные («Натюрморт с лилиями», «Натюрморт с васильками»), то ярко-пламенные («Лето», «Цветы на балконе») — все они являются живописными олицетворениями идеалов Красоты, Добра и Истины, без которых невозможен вообще акт творчества.
Талант Сергея Шишко всегда признавали, ему принадлежат, наверное, все наивысшие титулы в области искусства советской эпохи: он был лауреатом большинства государственных премий, имел звание «Народный художник СССР», награжден орденом Ленина и орденом Дружбы народов.
В 1997 г. С. Шишко ушел из жизни. По словам тех, кто помнит художника, он был убежден, что любое творчество должно быть «замешено» на Любви, только тогда оно останется в поколениях и генетической памяти потомков. Живопись этого художника действительно жизнеутверждающая, жизнелюбивая. Она идет от сердца, через сердце художника прошла и к сердцам человеческим обращается.
В 1992 г. Сергей Шишко последний раз посетил Нежин, связи с которым не перерывались никогда. Уже известный мастер кисти Сергей Федорович часто находился здесь, был инициатором и организатором выставок картин — как собственных, так и других художников. Нежинским пейзажам посвящен ряд полотен. Впрочем, город получил от него щедрый подарок — коллекцию картин. Хотя полотна этого художника — в собраниях музеев Киева, Чернигова, но наибольшей нечастной на сегодняшний день коллекцией является та, которая находится в галерее Нежинского государственного университета имени Н. Гоголя и хранит память о человеке и художнике с большой душой.
На выставке в Черновцах представлено несколько картин городского цикла, остальные — живописные лирические пейзажи и натюрморты, всего 35 полотен, выполненных в 1940—1980 годах. Они представляют собой творческое отражение окружающего мира, выразительно передавая дух и колорит ушедшей эпохи. Выставка будет работать до 8 сентября.
Выпуск газеты №:
№154, (2011)Section
Тайм-аут