Перейти к основному содержанию

Времена, требующие сносок

В первую очередь советскому искусству необходимо правдивое информационное сопровождение — потому что создавалось оно в эпоху тотальной лжи и лицемерия
25 августа, 20:07

История звания народного художника начинается в 1943 году.

Именно тогда оно было присвоено впервые. Одновременно четырем художникам: Александру Герасимову, картины которого часто изображали советскую и партийную историю, одному из самых ревностных представителей соцреализма Борису Иогансону, автору многочисленных скульптур Сталина Сергею Меркулову и Вере Мухиной, которой принадлежат, в частности, известные «Рабочий и колхозница».

Все без исключения первые народные художники — лауреаты Сталинской премии. Понятное дело, это звание они получили за правильную идеологическую направленность творчества.

С тех пор «народного художника» дали сотням мастеров. С обретением Украиной независимости эта практика не прекратилась.

Очевидно, просто потому, что для чествования талантливых художников в независимом суверенном государстве не смогли придумать новых лекал.

«Народные художники» вручаются до сих пор — указом президента. Естественно, что, как и многие другие советские рудименты, в обществе подобные звания нередко воспринимаются неоднозначно, точнее с плохо скрытым скепсисом.

Выставка «Народные художники», открывшаяся в Украинском доме накануне Дня Независимости, о которой уже сообщал «День» (см. №149 от 23 августа 2011 года), — это попытка посмотреть на историю звания народного художника без восхищения или осуждения, а, так сказать, со взвешенным исследовательским интересом. Кого, когда и за что награждали.

В экспозиции, собранной из музеев, галерей и частных коллекций, оказалось 200 работ: живопись, графика и скульптура. Хронология — от 1920—1930-х годов прошлого века до сегодняшнего дня.

Главным критерием отбора, как утверждают организаторы, стала тематика работ — все они так или иначе связаны с Украиной, ее историей, бытом, природой и личностями.

Среди экспозиции есть работы классиков украинского искусства: Василия Костецкого, Михаила Дерегуса, Федора Манайло, Татьяны Яблонской, Марии Примаченко, Ивана Марчука, Григория Якутовича.

Президент Академии искусств Украины, академик АИУ Андрей Чебыкин, графика которого также представлена на выставке, не воспринимает звание народного художника как пережиток.

«В Британии есть звания лорда, сэра, пэра, которые присваивают даже футболистам. А мы за годы независимости ничего нового, чтобы отметить мастерство художника, не придумали. Поэтому звание народного художника не пережиток», — считает Андрей Чебыкин.

Кроме того, к сожалению, как показывает опыт, ни звание, ни признание очень часто не спасают украинских художников. Например, от выселения из творческих мастерских, которым власть имущие находят более прибыльное применение. И здесь уже вопрос не в званиях, а в том, как защитить художника и обеспечить ему творческую независимость.

Вообще, взаимодействие художника с обществом и государством во все эпохи было процессом непростым. А особенно в советские времена.

И выставка в Украинском доме демонстрирует это. Еще она дает понять, что как история ХХ века в целом, так и явления, которые были ей присущи (в том числе искусство), требует тысяч сносок, ремарок, расширенных трактовок и комментариев.

Советскому искусству нужно понимание контекста и подтекста. А в первую очередь ему необходимо правдивое информационное сопровождение — потому что создавалось это искусство в эпоху тотальной лжи и лицемерия.

Между тем это художественное наследие до сих пор достаточно не исследовано и не осмыслено на общественном уровне. Кто были эти художники? Почему они создавали то, что создавали? В каких исторических обстоятельствах? И могли ли они создавать что-либо иное?

Какой искаженной и неоднозначной была та эпоха, понимаешь, когда видишь, например, портрет Олеся Гончара работы Н. Бельского.

Писатель зафиксирован на фоне книжных шкафов. На полках можно разглядеть «Знаменосцев» и «Тронку». Рядом на столе — портрет Шевченко. На лацкане пиджака — советские награды, которые мое поколение уже не способно идентифицировать.

Выставка в Украинском доме поднимает множество вопросов, на которые нет простых ответов, но которые требуют широкой общественной дискуссии, конференций, публикаций в прессе. А первый необходимый шаг сделан — вопрос озвучен.

Выставка в Украинском доме продлится до 4 сентября.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать