Перейти к основному содержанию

Преображение Господне — о преображении человеческом

18 августа, 19:20
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Сегодня православные и греко-католики празднуют Преображение Господне. Яблочный Спас, как его еще называют в народе, — один из двенадцати самых главных праздников восточного литургического календаря. Событие о таинстве преображения Христа на горе Фавор описано в Евангелие. Речь идет о том, как однажды Иисус взял с собой трех апостолов — Петра, Якова и Ивана — и привел их на гору Фавор. Там на их глазах он «преобразился»: наряд стал ослепительно белым, а лицо — лучезарным. Около него, олицетворяя Закон и пророков, появились Моисей и Илья. Всех окутала туча, и оттуда сказал голос: «Это мой любимый Сын, которого я полюбил: его слушайте». В Новом Завете рассказ об этом помещен между двумя сюжетами — о смерти Христа и о его воскрешении. Поэтому свет, озаряющий Иисуса, является в то же время отражением божественной славы и предвестием славы Христового воскрешения.

— Преображение Господне дает нам, христианам, пример для следования — рассказывает отец Владимир БЫЧАК, УПЦ КП. — То есть мы тоже должны задуматься над своим преображением. Иначе говоря, изменением. Упомянутый праздник в известной степени является шагом к нашему спасению. Поэтому он и называется Спасом.

В этот день в храмах после праздничной литургии святят яблоки, груши, сливы и виноград. Когда-то даже существовал обычай делиться освященными плодами с бедными.

— Праздник приходится на период, когда зреют яблоки, груши, сливы и виноград, — продолжает отец Владимир, — проходит первый сбор нового урожая. Испокон веков существовала традиция приносить первые плоды в храм Господен. Так, в книге Исход в Ветхом Завете есть слова: «Что лучше всего из первоплода земли твоей, будешь приносить в дом Господа». А в другой Ветхозаветной книге — Левит — прибавлено: «...как будете жать жатву, то принесете вы сноп, первоплод ваших жатв, священнику». Следовательно, обычай благословлять в церкви овощи и фрукты — древний. Апостольские установления, датированные IV веком, содержат молитву на освящение плодов. В 690 году VI Вселенский собор говорил о благословении винограда и пшеницы. Например, в Греции святят виноград и пшеницу, а в Украине — яблоки, груши, сливы.

Этот праздник не просто побуждает задуматься о тех изменениях, которые произойдут в нашем будущем, но и о тех, которые должны были бы свершиться. Например, после Светлой Пасхи, которой предшествовал Великий пост — особое время для молитв и размышлений. Так что Яблочный Спас — еще и период сбора духовного урожая.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать