Если мерзнешь - крути педали!
Мороз, снег, гололедица и туман не остановят ярого велосипедиста. В столице состоялась уже привычная акция, пропагандирующая использование велосипеда в быту. 10 февраля по всему миру проходит зимний день «На велосипеде на работу». Некоторые желающие приобщиться регистрировались на сайте winterbiketoworkday.org - таких людей оказалось около восьми с половиной тысяч. Больше всего активистов зарегистрировалось в хорватском Загребе, единственный украинский город в топ-25 - Херсон, который занимает 19-е место с 78 участниками флешмоба.
В Киеве акция традиционно прошла на Майдане Независимости, возле Лядских ворот. Промоутером мероприятия среди горожан стала общественная организация «Ассоциация велосипедистов Киева» (АВК). Участников было меньше, чем на аналогичных событиях весной или летом, но их пример доказывает: даже не слишком развитая инфраструктура не мешает передвигаться на велосипеде круглый год.
Пенсионера Сергея Левченко можно назвать «велосипедным волком». Двухколесным транспортом он пользуется 40 лет. Невелосипедная погода для Сергея Сергеевича - когда дороги покрыты снегом и льдом. «Недавно была большая гололедица, и пришлось ездить на метро. Не мог дождаться, когда лед сойдет и можно будет поехать на велосипеде, потому что там такая толкучка! А сейчас дороги чистые, поэтому можно спокойно ехать на велосипеде», - делится Сергей Левченко.
По мнению киевлянина, за 40 лет город не стал более удобным для велосипедистов. «Раньше машин было меньше и ехать было комфортнее. Сейчас машин много, а для велосипедов есть только одна дорога с Троещины (столичный спальный район. - Авт.) к центру. А я по Троещине не езжу», - объясняет Сергей Левченко. Впрочем, это не мешает мужчине регулярно добираться на велосипеде на работу, в супермаркет и т.п. Поскольку уже дважды его велосипед воровали, старается не оставлять транспорт без присмотра. Даже в магазине обычно складывает его и берет с собой.
Кстати, в «Ассоциации велосипедистов Киева» призвали Киевскую городскую государственную администрацию создать полноценную велоинфраструктуру и удерживать дороги чистыми. Пожелания активистов у «Киевавтодору» - учитывать велосипедное движение при реконструкции улиц.
«На Майдан приехал с Подола, это недалеко. Погода сегодня прекрасная. Самая плохая погода для велосипеда - это дождь. А сейчас улицы подмерзли, коммунальщики постарались и немножко их почистили. Я ехал по проезжей части, и мне было абсолютно нормально. Это можно сравнить с ощущениями во время катания на лыжах или сноуборде. Пока едешь - абсолютно тепло, а навыки езды оттачиваются в теплое время», - делится Вадим Денисенко, координатор по национальной работе АВК.
По наблюдениям Вадима, относительно инфраструктуры за последние полгода в Киеве изменилось мало что - прежде всего, достроили два небольших участка веломаршрута с Троещины до Европейской площади. «Темпы желают лучшего. Вскоре Киевсовет будет принимать Концепцию развития велосипедной инфраструктуры Киева, где заложена огромная карта на 1000 километров велосипедных путей - и дорожек, и полос, и контрполос. Если город решит стратегически развивать это направление, она станет путеводителем, - добавляет Вадим Денисенко. - Вообще сложно сказать, что хочется добавить к инфраструктуре, когда почти ничего нет. Есть 16 километров нормальных путей, и все. Для города-трехмиллионника это очень мало. Есть документ «Стратегия развития Киева до 2025 года». Там заложили показатель 7% велопользования в городе - то есть из 100% перемещений 7% должны проходить на велосипеде. Посчитал, что это около 210 тыс. уникальных велосипедистов ежедневно. Если инфраструктуры нет, где этим 210 тысячам в 2025 году ездить? Надеюсь, к 2020 году построят километров 200 велодорог, до 2025-го - километров 400».
Что касается парковок - как отмечает Вадим Денисенко, на потребность в них чаще всего реагирует малый бизнес. Предпринимателям выгодно их делать, потому что это привлекает клиентов на велосипедах. Также места для парковки обустраивают некоторые крупные компании. В последнее время на транспортно-пересадочных узлах Киева появляются перехватывающие велопаркинги. Там можно бесплатно и под охраной оставить велосипед на 12 часов. Такие точки есть, в частности, возле станций метро «Выставочный центр», «Левобережная», «Оболонь».
«Если больше людей будут ездить на велосипеде, для них начнут что-то делать», - убежден Сергей Левченко. Можно надеяться на позитивные сдвиги, потому что велосипедистов в столице становится больше. Это показывают исследования, которые весной и осенью проводит АВК. Активисты подсчитывают велосипедистов на 24 точках в Киеве. «Из года в год мы видим положительную статистику: мимо точек, на которых проводим подсчеты, ежегодно проезжает на 10% больше велосипедистов. Это некий органический прирост, - комментирует Вадим Денисенко. - Когда построили маршрут с Троещины в центр, там количество велосипедистов возросло на 180%. По количеству это не очень много: раньше за два часа проезжали 100 человек, а теперь 200 с чем-то, но инфраструктура делает свое - там, где она появляется, велосипедистов становится больше».