Как совместить петриковку и... мехенди
С 9 по 11 марта при поддержке Индийского культурного центра в Киеве в культурной лаборатории EDUCATORIUM продолжается Индийский арт-фестиваль-ярмарка «Art We Can. Индийская весна - единство культур». В его рамках художники разных направлений, которые побывали в Индии, делятся своими впечатлениями, переживаниями и эмоциями, которые возникли у них во время пребывания на берегах Индийского океана. Тем, на какие сюжеты вдохновило общение с местными жителями, природой, культурой, - всем тем, что манит людей в путешествиях.
- Ми впервые проводим индийский фестиваль. Назвали его Индийская весна, потому что очень уж ее заждались. И, учитывая тенденцию, что украинские художники начали на зиму ездить в Индию и весной, как перелетные птицы возвращаются в Украину, мы решили показать посетителям то, что художникам дала Индия - какие впечатления, как это отразилось в их творчестве. Художникам нужны новые эмоции, чтобы обновлять свое творчество, чтобы черпать вдохновение. А это остро ощущается, когда они путешествуют, - говорит куратор арт-фестиваля Art We Can Татьяна ЧЕРНАЯ.
На выставке представляются работы пяти художников - Ивана Михайлова, Николая Гончарова, Ольги Собко, Михаила Завального и Ангелины Ичко. Художники работают в таких техниках, как офорт, линогравюры, плакатная графика, а также - фото. Особенностью их творчества является то, что они демонстрируют свое видение сходства индийской и украинской культур, проводят параллели, ищут «общий корень» (например, Иван Михайлов экспонирует серию картин, на которых он изображает западноукраинских музыкантов с музыкантами индийскими).
- Мои работы - о себе, жизни, путешествиях - это всегда о своем опыте. Сюжеты, которые возникают, - это следствие моих впечатлений от увиденного, пережитого, - поделилась впечатлениями художница Ольга СОБКО. - Эти поездки для меня как погружение в детство, потому что атмосфера там очень теплая, душевная. Индию трудно сравнить с другими странами, у тебя возникает другое состояние: речь идет даже не о визуальных кодах, картинке, а, по сути, об атмосфере страны. Живу я в разных местах - от ашрама до пятизвездочного отеля и палаток. Индия - очень разная с точки зрения комфорта, безопасности, но в любом случае, в каком штате я бы не путешествовала, нигде такого количества любви и счастья я не получала. Тянет туда, и мыслями возвращаешься в Индию.
Чтобы посетителям было интереснее, программа фестиваля дополнена лекциями и различными мастер-классами, а по вечерам здесь проходят концерты, на которых музыканты сочетают классическую индийскую музыку и народную украинскую. Например, Виктор Осмач играет на хангах - восточных барабанах, которые сам производит (он их называет «глюкофоны»). Говорит, что вибрации лечат организм.
Серию фотографий, в том числе портретов местных жителей, продемонстрировала Ангелина Ичко. Наблюдать за людьми, за их повседневной жизнью, фиксировать определенные моменты - это дает ей наслаждение и ощущение причастности ко всему человеческому роду: «Я нашла в Индии ощущение свободы и ветра в волосах».
- Я привезла портреты индусов, также акварельные работы: культуру понимаешь, погружаешься в нее именно из-за людей, Я - просто наблюдатель. Хотя часто знакомишься с людьми, общаешься, все же мне больше нравится не вмешиваться - незаметно смотреть, как они ведут себя, как живут, - поделилась художница Ангелина ИЧКО. - Индия не однозначна: кто-то здесь находит новое знание, новое видение... Но кто открывается миру, чтобы увидеть его глазами других людей, - тот находит это другое видение. В Индии нужно быть хотя бы месяц - чтобы влиться в культуру, почувствовать ее. Там такая смесь: на одной улице есть и католический храм, и индуистский, и храм поклонения бесам, и храм поклонения богам. Все это существует спокойно, естественно.
Выставка не ограничилась графикой и фото. Фотограф Вера Шелест, продемонстрировала свои работы - так называемые мандалы Киева - уже на платках. Она снимает элементы киевской старины (фасады, балконы, облицовочную плитку и т.д.) и представляет их на принтах в калейдоскопическом виде («размножает» изображения) на шелке или вискозе. Получаются интересные, оригинальные платки. А в прошлом году начала делать еще и дождевики с принтами на рукавах и капюшонах.
- Мне кажется, что эти калейдоскопы чем-то похожи на мандалы - я их называю киевскими мандалами: в этом принте сосредоточена энергетика города, которую я хочу подарить людям. Мои изделия - это вещь с историей, - говорит фотограф Вера ШЕЛЕСТ. - Когда я вижу интересное историческое здание, то определяю для себя, насколько интересно будет выглядеть тот или иной его элемент. Интересны более крупные элементы - атланты, кариатиды, особые элементы фасада. Киевская мандала - это символ нашего Киева, мандала побуждает посмотреть по-другому на привычные вещи и подать их в другом виде.
Мастер петриковской росписи Ирина Дзюба нашла параллели между древним украинским искусством живописи, в котором работает 13 лет, и индийским искусством росписи хной - мехенди. Сегодня она практикует и то, и другое.
- Петриковская роспись имеет много общего с индийским орнаментом. Когда мы с дочкой начали заниматься мехенди, то говорили на эту тему с индусами. Мы увидели много параллелей, - рассказала мастер петриковской росписи и мехенди Ирина ДЗЮБА. - Например, в индийской философии точка - это мужское начало. Точки есть в мехенди, а также их много - в петриковке. Женское начало - это запятая или полумесяц: это шакти - природа, которая все создала на земле. А в петриковке - это зерно. Так же есть в мехенди завиток - спираль. В петриковке мы тоже рисуем эти завитки - их очень много, они гармонизируют полностью рисунок.
Это очень интересно, считают художники - через культуру другой страны учиться больше понимать свою культуру, свою идентичность. Более того: воспринимать мир как единое целое, где все мы в нем - путешественники.
Оксана МИКОЛЮК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»